Одежде и требования к ней. Требования, предъявляемые к одежде. II. Изучение нового материала

В зависимости от назначения одежды, условий ее эксплуа­тации, возраста, пола и социального статуса потребителя к ней предъявляются определенные требования. Их можно подразделить на социальные, функциональные, эргономические, эстетические, надежности и безопасности.


ляющими общественную потребность и возможность реализации одежды.

Общественная потребность оценивается показателями соци­ального адреса и потребительского класса (типажа) изделий. По­казатель социального адреса и потребительского класса одежды характеризует соответствие выпускаемых изделий структуре по­требностей определенной социальной группы потребителей.

В зависимости от ориентации на определенную группу пот­ребителей устанавливают потребительский класс (типаж). Так, потребительский типаж бытовой одежды включает мужские, жен­ские, детские изделия, а среди них изделия, отличающиеся по мо-дельно-конструктивным и размерным признакам.

Социальный адрес одежды отражает семейное, служебное и об­щественное положение человека. Одежда должна соответствовать конкретной обстановке труда и отдыха, образу жизни, возрасту, типу личности, уровню доходов, культурным традициям. В совре­менном мире одежда имеет более утилитарный характер, однако ее социальное значение не уменьшается.

Возможность реализации оценивается по соответствию модели оптимальному ассортименту, сезонности спроса, моральному из­носу и конкурентоспособности. Основной причиной морального износа является изменение потребностей.

Функциональные требования предусматривают соответствие одежды своему назначению и условиям эксплуатации. Требова­ния, предъявляемые к зимней одежде, отличаются от требований к одежде летнего ассортимента.

На степень удовлетворения функциональных требований ока­зывают влияние несколько факторов: структура и свойства мате­риалов, модельно-конструктивные особенности одежды (степень прилегания, степень замкнутости одежды, количество слоев и т. п.), различные виды специальной обработки (водонепроницаемая, фор-моустойчивая и т. п.), цвет и др.

Эстетические требования предполагают соответствие одеж­ды основным направлениям моды, сложившемуся стилевому на­правлению, рациональности ее формы, целостности композиции, совершенству изготовления.



Швейные товары

С помощью одежды человек формирует свой внешний облик, поэтому к художественному оформлению одежды предъявляются высокие требования, а создание моделей одежды относится к об­ласти декоративно-прикладного искусства.



Требования к информационной выразительности отражают способность одежды быть знаковой, оригинальной, соответство­вать моде и стилю.

Под знакоеостью понимают воспроизведение в форме изделий различных эстетических идей и представлений. Наиболее знако­выми являются изделия для детей. Оригинальность изделия харак­теризуется наличием в форме его совокупных признаков, которые обусловливают отличия (непохожесть) от изделий аналогичного назначения по материалам, отделочным деталям, форме карманов, воротника. Одежда должна соответствовать основному направле­нию моды по силуэту, покрою, стилю, применяемым материалам, конструкции, цвету, виду швов и т. п.

Целостность композиции характеризует органичную взаимо­связь элементов и формы, единства частей и целого. Она прояв­ляется в объемно-пространственной структуре, тектоничности, пластичности, упорядоченности графических и изобразительных элементов, колорите и декоративности.

Объемно-пространственная структура характеризуется вза­имным расположением и размерами (объемами) отдельных эле­ментов.

Тектоничностъ выражается во взаимосвязи формы и конструк­ции изделия со свойствами материала. Пластичность формы из­делия выражается в мягкости, текучести, зрительной связности, плавности переходов от одной части формы к другой.

Эстетическое восприятие изделий обусловлено своеобразием их внешнего оформления, которое во многом определяется коло­ритом и декоративностью материала. Колорит характеризуется определенной системой цветовых тонов, их сочетаний, взаимоот­ношений. Колорит является важнейшим средством эмоциональной выразительности изделия, средством воздействия на потребителя. Колорит может быть теплым (в основном красные, желтые и оран-190


жевые тона) и холодным (в основном синие, зеленые и фиолетовые тона), спокойным и напряженным, ярким и блеклым.

Декоративность материала определяется его фактурой, тек­стурой, наличием или отсутствием блеска, прозрачностью и др. Например, фактура тканей определяется видом пряжи, ее волок­нистым составом, круткой и т. п.

Рациональность формы характеризует особенность вырази­тельности формы и конструкции изделия и соответствие их функ­циональному назначению. Рациональны такие форма и конструк­ция одежды, посредством которых максимально проявляется ее назначение.

Совершенство производственного исполнения и стабильность товарного вида характеризуют чистоту исполнения конструктив­ных линий, соединения деталей, узлов одежды. Степень соответ­ствия этим требованиям определяют качество выполнения швов и отделки одежды, качество и четкость исполнения маркировки.

Соответствие одежды эргономическим требованиям способ­ствует созданию комфортных условий при носке одежды, при ее надевании, снятии и уходе за нею. Эргономические требования определяют соответствие одежды антропометрическим, гигие­ническим, психофизическим и психофизиологическим, а также психологическим особенностям человека.

Антропометрические требования предъявляются к соразмер­ности одежды и антропометрических характеристик человека. Одежда должна соответствовать форме и размерам тела человека как в статике, так и динамике. Она должна обеспечивать благопри­ятные условия для дыхания, кровообращения, выполнения различ­ных движений, предотвращать утомление. Конструкция одежды должна предусматривать ее удобство в эксплуатации.

Гигиенические требования обеспечивают комфортные условия жизнедеятельности человеческого организма. Это - требования к микроклимату пододежного пространства (температура, влаж­ность, газовый состав, загрязненность и др.), теплозащитные тре­бования, требования электризуемости и т. п.

Регулирование микроклимата одежды и создание комфортных условий для человека обеспечиваются как соответствующими



Швейные товары

свойствами материалов одежды, так и ее конструкцией и обра­боткой. При этом оцениваются такие показатели, как пылеемкость, воздухо- и грязепроницаемость, отстирываем ость, гигроскопич­ность, теплопроводность, электризуемость и пр.

Психофизические и психофизиологические свойства характе­ризуют соответствие одежды силовым, слуховым, зрительным, вкусовым, обонятельным, осязательным возможностям человека. Для удовлетворения этих требований большое значение имеют показатели массы одежды, ее жесткости и величина трения между слоями пакета одежды и кожей человека.

Удовлетворение психофизических и психофизиологических требований особенно актуально для детской одежды, спортивных и специальных изделий.

Психологические свойства характеризуют соответствие изделия навыкам, восприятию, мышлению и памяти человека. Психоло­гические требования выполняются, если одежда приспособлена к особенностям функционирования органов чувств человека, его привычкам! Например, расположение карманов - на вогнутых участках вблизи центра тяжести; направление застежки, не меша­ющее при выполнении движений, - слева направо в мужской одеж­де и справа налево в женской; легкость застегивания. Это объясня­ется наличием у человека устойчивых навыков таких действий.

Требования к надежности одежды. Одежда должна в тече­ние определенного промежутка времени выполнять свои функции, удовлетворяя предъявляемые к ней требования. При этом должны обеспечиваться ее долговечность, сохраняемость, ремонтопригод­ность и безотказность.

Соответствие одежды требованиям долговечности позволяет сохранять ее потребительские свойства до разрушения. Долговеч­ность одежды определяется ее износостойкостью, т. е. способно­стью противостоять действию изнашивающих факторов, резуль­татом которых является износ.

Причиной износа является воздействие физических, хими­ческих, биологических и комбинированных факторов. Степень влияния тех или иных факторов зависит от назначения и условий эксплуатации одежды. Например, решающее влияние на износ


верхней одежды оказывают истирание, действие многократных растяжений и изгибов, инсоляция. Износ же бельевых изделий в большей степени происходит вследствие комплексного воздейст­вия моющих средств и других факторов стирки, глаженья, а также трения белья о другие слои одежды.

Сопротивление одежды действию изнашивающих факторов зависит от свойств материалов, конструкции изделия и техноло­гической обработки (качества выполнения операций соединения, формования и отделки). Уменьшение интенсивности использова­ния одежды (эксплуатация с перерывами для "отдыха"), а также систематический уход за изделиями (отпаривание, глаженье) спо­собствуют увеличению долговечности одежды.

Изнашивание отдельных участков одежды происходит неравно­мерно. В связи с этим различают общий и местный износ одежды. Местами наиболее интенсивного изнашивания являются области колена, локтя, сидения брюк, сгибы низков рукавов, брюк, низа изделий, выпуклые рельефные швы и др. Для увеличения срока службы одежды указанные участки усиливают вторым слоем ма­териала (ластовицы, наколенники и др.) или специальной тесьмой (низки брюк).

Сохраняемость определяется условиями хранения и транс­портирования. При хранении одежды в условиях повышенной влажности может произойти значительная усадка материалов, изменение ее размеров, повреждение микроорганизмами, а при неудовлетворительных условиях транспортирования - искажение формы, механические повреждения.

Ремонтопригодность одежды зависит от ее конструкции и методов обработки. Одежду с большим количеством отрезных деталей сложной формы труднее перекроить и переделать, чем одежду простых форм с небольшим количеством деталей. Изделия с клеевым и сварным соединением деталей и узлов не могут быть перелицованы и переделаны из-за высокой прочности соединений, невозможности удаления следов клея с изнанки материала.

Требования безотказности - это требования к способности одежды сохранять свою работоспособность в течение некоторо­го времени или некоторой наработки. Например, это может быть

1 оваронедение и экспертиза промышленных товаров.



Швейные товары

число чисток, стирок или глажений одежды за определенный пе­риод ее эксплуатации.

Требования безопасности характеризуются сведением к ми­нимуму риска для жизни и здоровья человека при использовании одежды. Требования безопасности строго регламентированы законо­дательными актами и нормативными документами. В зависимости от назначения требования безопасности могут меняться. Наиболее жесткие требования предъявляются к детской одежде, особенно к одежде для новорожденных и детей ясельного возраста.

Требования безопасности одежды распространяются на содер­жание вредных веществ (бензол, толуол, формальдегид, тяжелые металлы и пр.), биологическую безопасность, соответствие раз­меров одежды и т. п.

Тема урока: Основные требования к одежде.

Стили и силуэты.

Цели урока:

познакомить учащихся с историей моды, с понятиями силуэта и стиля в одежде, требованиями, предъявляемыми к одежде; воспитать эстетический вкус,

чувство красоты, аккуратность и внимательность к окружающему миру.

МТО урока: литература Р.И.Егорова «Учись шить»

Л.В.Мельникова «Обработка тканей», плакат «Стили

одежды», наглядные пособия (силуэты и стили одежды),

цветные карандаши, карточки с изображением одежды, учебник,

рабочая тетрадь.

Ход урока
1. Организация урока.
1. Проверка готовности учащихся к уроку.
2. Сообщение темы и цели урока.

2. Повторение пройденного материала.
Опрос учащихся по вопросам:

Как правильно распределить калории на день?

Какие 6 групп продуктов по калорийности вы знаете?
3. Изучение нового материала.
Одежда, будучи произведением прикладного искусства утилитарного назначения, сочетает в себе духовное, идейно-познавательное и материальное начала. Она одновременно является предметом потребления человека и объектом массового производства. В процессе проектирования к одежде, в зависимости от ее назначения, предъявляются различные требования. К основным требованиям относятся: эстетические, гигиенические, эксплуатационные и экономические.

Эстетические требования к одежде

Эстетические свойства изделий определяются понятием красоты современного художественного стиля, они должны отвечать современным нормам художественного оформления и законам зрительного восприятия.

При создании моделей художники-модельеры должны стремиться к тому, чтобы изделия образно отображали действительность, отвечали подлинным потребностям общества, отличались красотой, удобством, завершенностью.

Одежда играет большую роль в формировании внешнего облика человека. Можно говорить об определенных эмоциях, которые вызывает тот или иной костюм, о характере одежды - строгий, сдержанный, динамический, спокойный, величественный, простой, суровый или жизнерадостный.

При проектировании одежды передача различных эмоций, образности изделий выражается через композицию, т. е. через совокупность составных частей одежды (пропорции деталей, силуэт, линии, фактуру, цвет и рисунок ткани, внешнюю отделку изделий), необходимых для выражения и воплощения содержания, вкладываемого в ту или иную модель. При этом следует учитывать размеры, особенности телосложения, возраст и внешние данные человека.

Гигиенические требования к одежде

Гигиенические требования предъявляются к одежде с целью обеспечения свободы дыхания и кровообращения. Гигиеничность одежды выражается в необходимой для определенных условий воздухопроницаемости, гигроскопичности, оптимальном весе, достаточных теплозащитных свойствах, влаго- и лучеотталкивании и т. д. Стоит отметить, что это может быть одежда для детей или для взрослых. Она разная.

Между одеждой и телом человека за счет воздушной прослойки создается искусственный микроклимат, который определяется температурой, относительной влажностью и содержанием углекислоты. Для того, чтобы создать благоприятный микроклимат, одежда в зависимости от назначения должна обладать перечисленными качествами.

Климатические и профессиональные условия носки одежды предъявляют к ней свои требования. Для зимнего времени необходимо создать такую одежду, в которой не происходило бы охлаждения тела человека. В летнее время, в жару, одежда должна предохранять тело от перегревания, поддерживать определенную влажность и содержание углекислоты. К профессиональной одежде предъявляются требования в соответствии с условиями работы, например, одежда рыбака должна обладать ветрозащитными и водоотталкивающими свойствами, одежда металлурга - огнеупорными свойствами и т. д.

Одежда, насколько это возможно, должна быть прочной, мягкой и легкой. На самочувствие человека оказывает влияние вес одежды. Тяжелая одежда давит на плечи, вызывает усталость. Например, вес зимней одежды для взрослого человека в условиях средней полосы составляет 8-10 кг, Крайнего Севера - 14-16 кг.

Кроме того, одежда должна обеспечивать свободу движений и кровообращения, быть несминаемой, легко надеваться, сниматься, чиститься, стираться, гладиться и т. д. Все предъявляемые к одежде гигиенические требования достигаются благодаря определенной конструкции и выбору материалов.

Эксплуатационные требования к одежде

В процессе носки одежда испытывает нагрузки и претерпевает различные деформации. При движении человека одни участки одежды подвергаются растяжению, другие - сжатию, трению, сминаемости, изгибам, истиранию, воздействию атмосферных осадков. Выносливость изделий зависит от упругих свойств тканей.

Со временем ткань изнашивается, истирается, масса ее уменьшается и изделие становится непригодным к носке. Под износоустойчивостью ткани понимается ее сопротивление различным механическим, физико-химическим и биологическим воздействиям. Износоустойчивость изделия зависит от условий его носки, свойств ткани, качества и вида обработки. Например, для большей износоустойчивости в верхней одежде на полах прокладывают бортовую прокладку, в низках рукавов - коленкор, в карманах - долевики.

В последнее время для лучшего сохранения первоначальной формы одежды и физико-механических свойств ее стали применять химические пропитки, используемые, например, для укрепления ткани в области локтей и колен в школьной форме, для сохранения устойчивости складок, плиссе, гофре на юбке.

Экономические требования к одежде

В общей себестоимости изделий стоимость основных и вспомогательных материалов составляет 85-90%. Экономичность изделий во многом зависит от затраты времени на изготовление их, технологичности конструкции моделей и расхода материала, который определяется экономичным раскроем - рациональной раскладкой лекал. Чем сложнее контуры деталей, тем труднее их разложить на ткани без потерь, тем больший процент межлекальных выпадов.

Большой экономический эффект дает унификация деталей и узлов швейных изделий, позволяющая применять одни и те же детали для различных моделей и видов одежды. При использовании унифицированных деталей возможна наиболее совершенная технология обработки изделий и максимальное использование совершенного оборудования. Это предполагает повышение производительности труда, расширение ассортимента изготовляемых изделий, а также улучшение качества и эксплуатационных свойств одежды.

Стили одежды.

Прежде чем приступить к изучению стилей одежды, мы должны познакомиться с такими терминами как:

Костюм - это совокупность предметов, формирующих внешний облик человека: одежда, обувь, головные уборы, украшения.

Историческое развитие костюма обусловлено стилем эпохи и модой.

Стиль - это устойчивый, конкретно определившийся язык эпохи, выражающий ее культуру, понятие красоты и отношение к окружающему миру.

Мода - произошло от латинского слова «modus»- мера, способ, образ действия и означает непродолжительное господство в определенной общественной среде тех или иных вкусов, проявляющихся во внешних формах быта, преимущественно в одежде и остальных компонентах костюма.

Каждая историческая эпоха характеризуется определенным стилем одежды. (Обратите внимание на стенд).

Так: для древнегреческого костюма (11 века) характерно выявление пластических форм тканей за счет драпировок. Прямоугольные куски тканей, скрепленные в некоторых местах застежками, не подчеркивали форм тела. Эти одеяния назывались туника, тога, гиматий, хитон.

Готический стиль - стиль средневековой Европы 12-13 века заключается в подчеркивании вертикальных линий в одежде. Платье средневековых женщин имело очень высокую линию талии, декольте удлиненной формы, узкие длинные рукава, юбку, собранную в складки обычно только с одной стороны. Причем юбка расширялась книзу и переходила в длинный шлейф. Дополняли этот наряд конусообразным головным убором, который напоминает башни готического собора, и остроносая обувь.

Для ренессанса (14-16 века) характерно усиленное внимание к устойчивости и монументальности фигуры. Женская одежда становится широкой и удобной, более мягкого женского силуэта, обнажаются шея и руки.

Одежда стиля барокко (17- начало18 века) характеризовалась сложностью и многослойностью. Наряд женщин отличался контрастом форм: тонкий стройный стан сочетался с пышной, куполообразной юбкой.

Одежда стиля рококо(середина 18 века) не претерпела сильных изменений по сравнению с одеждой стиля барокко. Лишь линии стали еще более изощренно изящными.

Классицизм (конец 18 века) в одежде характеризуются строгостью линий, четкостью пропорций, простотой форм.

Стиль ампир (19 век) освободил женское тело от корсета. Платье легкое, прозрачное, из воздушных муслиновых и батистовых тканей плотно облегало талию под грудью, подчеркивая естественную стройность фигуры.

Романтизм (конец 19 века)- вновь в платье появляется кринолин - бедра увеличиваются до небывалых размеров, под пышными формами платья тело почти скрывается.

Стиль модерн - (начало 20века) характеризуется стремительным изменением форм платья- от легкого, полуприлегающего к тяжелому, плотному, с пышными рукавами, с турнюрами, которые зрительно увеличивают нижнюю часть торса.

Современный стиль (наше время) одежды характеризуется простотой и художественной выразительностью, разнообразием форм и материалов.

В настоящее время современный стиль подразделяется на три вида (показ иллюстраций):

1) Спортивный стиль не обязательно связан с занятием спорта. Девушки, предпочитающие этот стиль, активны во всех областях жизни, просты в общении.

2) К классическом стилю одежды относится строгая, подчеркнуто деловая картина моды. Костюм- классическая форма одежды, которую можно носить на все случаи жизни.

3) Романтический стиль одежды создан для нежной, женственной девушки. В одежде этого стиля встречаются кружева, воланы, рюши, банты,жилеты по народным мотивам.

Просматривая в модных журналах статьи, подписи к рисункам, мы прежде всего встречаемся с понятием «силуэт» . Это французское слово, которым называют внешние очертания любого предмета, его «тень».

Т.О. Силуэт - это плоскостное зрительное восприятие объемных форм одежды, имеющих четкие внешние контуры в виде правильной тени. Силуэты бывают: прямой, полуприлегающий, прилегающий и трапеция (показ иллюстраций). Прямой силуэт- наиболее универсальный, его можно рекомендовать для всех возрастов и фигур, так же как и слегка расширенный книзу в виде трапеции.

4.Практическая работа.

Зарисовать в рабочей тетради три модели современного стиля: спортивный, классический и романтический.

Зарисовать в рабочей тетради модели разных силуэтов (прямой, полуприлегающий, прилегающий, трапеция).

Заключение.

Сущность и внешность человека находятся в зависимости друг от друга. Очень ярко проявляется духовная сущность человека в выборе стиля одежды.

5.Подведение итогов урока. Уборка кабинета.

    Оценить практическую работу и выставить оценки

    Домашнее задание: проанализировать свой гардероб и выяснить: какой преобладает стиль и силуэт.

Одежда является одним из средств защиты тела человека. Она выполняет не только утилитарную, но и эстетическую, психологическую, социальную роль.

Ассортимент материалов для одежды постоянно обновляется. Применяются различные ткани, нетканые материалы, искусственный и натуральный мех, натуральная кожа, дублированные материалы.

Требования, предъявляемые к одежде, зависят от ее назначения, условий эксплуатации, возраста и пола потребителя.

Функциональные требования.

Утилитарная (практическая) функция одежды заключается в том, чтобы предохранить человека от неблагоприятных атмосферных воздействий, обеспечить оптимальные температурные условия. Одежда должна украшать человека, скрывать его физические недостатки. Одежда может служить знаком печали (траурная) и знаком радости (свадебная). Одежда выполняет различные социальные, обрядовые, профессиональные функции. В соответствии с этим определяется различное значение функций одежды. Например, для торжественно-нарядной одежды главная функция — эстетическая, удобство в носке и прочность — для повседневной.

Эргономические требования.

Эргономические требования к одежде связаны с физиологическими, антропометрическими и другими особенностями человека. Одежда должна быть удобной и создавать ощущение комфорта, она не должна утомлять и вызывать снижение работоспособности.

Антропометрические требования.

Одежда должна соответствовать росту, размеру, полноте покупателя. Одежду должно быть удобно снимать, надевать, застегивать, утюжить, изменять размеры и т. п. Большое значение в одежде имеет степень свободы облегания изделием фигуры, она обеспечивается соответствующими величинами прибавок или припусков.

Минимальный припуск для пальто — 5—6 см, для платья, пиджака, жакета — 2,5 см.

Антропометрические требования удовлетворяются также за счет применения текстильных материалов, способных за счета деформации, удлинения компенсировать изменения размеров тела в динамике. Чем больше удлинение текстильных материал лов, тем меньше должны быть припуски на свободное облегание.

Гигиенические требования.

К гигиеническим требованиям относятся: теплозащитность, гигроскопичность, паро- и воздухопроницаемость, водонепроницаемость.

Теплозащитность — способность одежды сохранять тепло; на теплозащитность влияют конструкция, покрой, фасон. Для уве личения теплозашитности применяют ткани с начесом, специальные прокладочные утепляющие материалы.

Гигроскопичность — способность одежды впитывать влагу обеспечивать поглощение пота и отдачу его во внешнюю сред; Обусловливается она гигроскопичностью ткани, из которого одежда изготовлена.

Воздухопроницаемость. Одежда должна хорошо вентилироваться. В пододежном пространстве накапливается углекислота, это отрицательно влияет на самочувствие и работоспособность чело

иска. Наибольшей воздухопроницаемостью должны обладать изделия бельевого и платьевого ассортимента, меньшей — пальтовые, плащевые, костюмные.

Паропроницаемость. Чем толще и плотнее ткань, тем меньше паропроницаемость. Наилучшая паропроницаемость у одежды из хлопчатобумажных и вискозных тканей.

Масса швейного изделия. Масса комплекта зимней одежды составляет иногда 1/10 массы тела человека. Это вызывает дополнительные затраты энергии при носке, поэтому необходимо применять легкие основные, вспомогательные и утепляющие материалы.

Эстетические требования.

Одежда должна соответствовать современному стилю и моде.

Стиль — исторически сложившаяся устойчивая система средств и приемов художественной выразительности. Особенности готического, романского стиля, барокко, рококо нашли свое отражение в форме, размерах, колорите, пропорциях. Стиль отражает характер эпохи, ее художественный вкус и определяет изменения форм предметов быта, одежды.

Надежность одежды в эксплуатации — важное потребительское свойство. В процессе эксплуатации показатели качества не должны резко изменяться на протяжении определенного периода времени (срок службы одежды). Надежность одежды связана с частичной или полной потерей либо изменением утилитарных и эстетических свойств швейного изделия. Надежность одежды — сложное свойство, состоящее из таких элементов, как безотказность, ремонтопригодность, долговечность и др.

Долговечность изделия зависит от сопротивления его физическому износу. Физический износ — это видимое разрушение материалов, изменение размеров, окраски, потеря водоупорных свойств и т. д. Если изделие перестало отвечать моде или у потребителей изменились требования к форме, цвету, фактуре материала — значит, произошел и моральный износ одежды.

Антропометрические свойства швейных изделий — свойства, обеспечивающие соответствие размерных характеристик изделий форме и размерам тела человека в статике и динамике, создающие благоприятные условия для дыхания, кровообращения, а также — выполнения различных движений, удобство в эксплуатации (способность легко надеваться, сниматься, застегиваться, пользоваться отдельными элементами).

Безопасность изделий — свойство изделий, обеспечивающее отсутствие недопустимого риска, связанного с причинением вреда жизни, здоровью и имуществу человека. Определяется безвредностью — отсутствием выделения вредных для организма веществ (токсичных, патогенных микроорганизмов, аллергического действия), электризуемости материалов. В одежде безопасность обеспечивается также необходимыми параметрами под одежного пространства, способностью изделий защищать тело человека от вредного воздействия окружающей среды; надежностью соединения деталей и узлов.

Гигиенические свойства швейных изделий — свойства, обеспечивающие комфортный микроклимат пододежного пространства (температуру, влажность, газовый состав, чистоту и др.), хорошее самочувствие и работоспособность человека, защищающие от воздействия неблагоприятных внешних факторов. Основными характеристиками этих свойств являются: теплозащитные, гигроскопичность, сорбционная способность, воздухопроницаемость, пылепроницаемость, пылеемкость, электризуемость, грязеемкость.

Моральный износ (социальное устаревание) изделий — потеря изделиями способности удовлетворять эстетические потребности при сохранении основных полезных свойств с изменением моды, детской одежды — несоответствием форме и размерам ребенка в результате роста.

Потребительские свойства изделий — комплекс свойств, проявляющихся при эксплуатации (потреблении) изделий, включающий безопасность, функциональные, эргономические, эстетические и свойства надежности.

Психофизиологические свойства швейных изделий —свойства, обеспечивающие душевный комфорт и физиологические потребности человека. Определяются эстетичностью изделий, хорошей посадкой на фигуре (одежда), антропометрическим соответствием, комфортными условиями для организма.

Ремонтопригодность изделий — способность изделий к восстановлению исходных свойств в результате мелкого, а также среднего и капитального (перелицовка) ремонта одежды. Определяется сложностью конструкции, способом соединения деталей и узлов. Наиболее ремонтнопригодны изделия с ниточным соединением.

Свойства надежности швейных изделий — свойства, обеспечивающие способность изделий сохранять материальные и нематериальные свойства в заданных пределах в течение определенного времени при хранении, транспортировании и эксплуатации, включающие долговечность, сохраняемость, ремонтопригодность.

Сохраняемость изделий — способность изделий сохранять потребительские свойства после хранения и транспортирования.

Срок службы изделий — календарная продолжительность эксплуатации изделий до предельного состояния (физического и (или) морального износа) в днях, месяцах, годах.

Физиологические свойства швейных изделий — свойства, обеспечивающие соответствие изделий силовым и скоростным возможностям человека. Определяются соответствием изделий размерам и форме тела человека, массой, жесткостью, гибкостью, силой трения между слоями изделия, изделием и кожей человека.

Физический износ изделий — ухудшение свойств материалов или их разрушение, изменение конструкции, формы и (или) размеров изделий, разрушение соединений деталей и узлов под влиянием одновременного воздействия механических, физикохимических и биологических факторов.

Формо- и размероустойчивость изделий — способность изделий сохранять и быстро восстанавливать первоначальную форму, измененную в процессе хранения, транспортирования, эксплуатации под воздействием физико-химических и механических факторов. Определяется упругостью, жесткостью, величиной усадки (притяжки) материалов; в одежде также — конструкцией изделия, — наличием упругих прокладочных деталей, обработкой жестких деталей (выстегивание нижнего воротника, лацканов, пояса и др.), несминаемостью и противоусадочностью отделок.

Функциональные свойства швейных изделий — обеспечивающие соответствие изделий размерной и полнотно-возрастной группе человека; области применения и условиям эксплуатации в одежде; сезону.

Эргономические свойства швейных изделий — характеризующие удобство и комфорт, включающие антропометрические, гигиенические, психофизиологические и физиологические.

Эстетические свойства изделий — обеспечивающие способность изделий удовлетворять социальные потребности человека, соответствие общественному эстетическому идеалу, сложившемуся стилевому направлению, моде, вкусам потребителей. Включают информационную выразительность, рациональность формы, целостность композиции, высокий уровень конфекционирования, технологической обработки и отделки.

Для удовлетворения запросов потребителей необходимо изготавливать одежду массового и серийного производства с учетом предъявляемых к ней потребительских и промышленных требований (рисунок 1) .

Потребительские требования служат для удовлетворения потребностей в процессах потребления вещи человеком. В состав потребительских требований входят: социальные, функциональные, эстетические, эргономические и эксплуатационные.

Требования к одежде

Промышленные

Потребительские

Рисунок 1 – Классификация требований, предъявляемых к одежде

Социальные – характеризуют соответствие изделия общественным потребностям и конъюнктуре рынка. Эти требования включают в себя:

Соответствие модели спросу потребителей на данный вид ассортимента;

Соответствие размерно-ростовочного ассортимента спросу населения;

Конкурентоспособность модели по сравнению с лучшими отечественными и зарубежными образцами швейных изделий.

Функциональные – определяют степень соответствия одежды основной целевой функции (т.е. назначению), внешнему облику, психологическим особенностям человека. Для соблюдения функциональных требований одежда должна соответствовать:

Конкретному назначению, т.е. конкретным условиям труда или отдыха;

Сезонным, возрастным и размерным особенностям потребителя.

Эстетические – должны учитывать художественную выразительность, гармонию и стилевое единство формы одежды с функциональным содержанием.

Эстетические требования включают в себя:

Соответствие изделия современному направлению моды по силуэту, пропорциям, форме деталей, материалам и цветовой гамме;

Точность и тщательность технологической обработки и отделки;

Выразительность, привлекательность и оригинальность фирменных знаков, ярлыков маркировки и упаковки.

Эргономические – характеризуют приспособленность изделия к человеку в конкретных условиях его деятельности во взаимосвязи его с промышленными изделиями и окружающей средой.

Эргономические требования предполагают выполнение следующих условий:

Антропометрическое соответствие одежды размерам и форме тела человека в статике и динамике, т.е. удобство и свобода движения конструкции изделия;

Гигиенические требования, обеспечивающие защиту человека от неблагоприятных условий внешней среды (холода, жары, дождя и т.д.), механических и химических повреждений, обеспечение нормальной жизнедеятельности организма. Гигиенические требования достигаются соблюдением следующих условий: тепловой баланс изделия (защита от холода и избытков тепла, солнечной радиации); вентилируемость изделия (обеспечение воздухопроницаемости и паропроницаемости за счет рационального конструктивного решения); защита от внешней (атмосферной) и внутренней (пододежной) влаги.

Психофизиологические требования, предполагают удобство надевания и снятия одежды, удобство пользования отдельными элементами одежды, а также минимальную массу одежды.

Эксплуатационные – заключаются в надежности швейного изделия, предполагающей безотказность, долговечность, стабильность сохранения качества в процессе эксплуатации и возможность ремонта изделия.

Надежность швейного изделия достигается за счет следующих факторов:

Прочность материалов и швов и их устойчивость к разрывным нагрузкам;

Формоустойчивость деталей и краев одежды;

Износостойкость материалов и конструкции деталей в течении срока службы изделия до момента морального или физического износа.

К промышленным требованиям относится обеспечение технико-экономической целесообразности изготовления продукции посредством рационального использования материалов и сокращения трудоемкости изготовления изделий. Рациональное использование материалов – важнейший источник снижения себестоимости швейных изделий, так как в стоимости одежды массового производства себестоимость основных материалов составляет до 90%. Наибольшую часть нормы расхода ткани на изделие составляет площадь деталей (85-90%). Поэтому первостепенное значение при изготовлении одежды массового производства придается конструкции моделей изделия. Экономия ткани на площади деталей отработанной и принятой к изготовлению конструкции изделия не допускается, так как это приводится к снижению качества продукции.

Для обеспечения высокого качества высокого продукции и снижения трудоемкости ее изготовления используют технологичные конструкции, при разработке которых учтена возможность применения наиболее эффективных методов изготовления одежды, нового оборудования и осуществления комплексной механизации и автоматизации швейного производства. Вопросы экономичных и технологичных конструкций швейных изделий детально рассматриваются в курсе «Конструирование швейных изделий».

Соблюдение промышленных требований достигается следующими показателями:

- стандартизации и унификации – сведение всех возможных технологических и конструкторских решений одинакового функционального назначения к минимуму наиболее рациональных вариантов;

- технологичность определяет степень прогрессивности конструкции и технологии с позиции сокращения трудоемкости и материалоемкости, механизации и автоматизации производства, улучшение качества швейных изделий;

- экономичность означает рациональное использование материалов и снижение затрат на проектирование и производство одежды (расход материала на изделие, процент межлекальных потерь), а также потребительских расходов на ее эксплуатацию (стирку, химчистку, ремонт).