Печи для гаража на угле своими руками. Как сделать печь для гаража на дровах своими руками. Печь длительного горения

В настоящее время многие автолюбители устанавливают в своих гаражах системы отопления. Это необходимо для повышения уюта и комфорта сооружения. Согласитесь, гораздо приятнее ремонтировать личный автомобиль в отапливаемом помещении. Зачастую перед автолюбителем встает задача выбора оптимально подходящего типа печи. Наиболее распространенными и универсальными считаются печи для гаража на дровах.

Виды печей

Наиболее распространенные конструкции дровяных печей:

  • Буржуйка.
  • Буржуйка с водяным контуром.
  • Кирпичная.
  • Длительного горения.
  • Конвекторная печка.

Буржуйка – наиболее распространенная дровяная печка , используемая для отопления гаража. Простота конструкции обеспечила ей большую популярность еще в двадцатые годы ХХ века. Для ее изготовления подойдет любой подручный материал: старые железные бочки, пропановые баллоны, простой железный короб.

Принцип действия очень простой: при сгорании дров в топке агрегата, корпус нагревается и отдает тепло в помещение.

Буржуйка с водяным контуром является модификацией буржуйки. Основное отличие – наличие водяного контура. Он состоит из системы трубопроводов, запорной арматуры, расширительного бака, теплообменника, насоса, радиаторов.

Принцип действия такой - вода в теплообменнике нагревается и по системе трубопроводов поступает в радиаторы. В результате теплообмена тепло поступает в помещение. С помощью насоса остывшая вода из радиатора перекачивается в теплообменник для последующего нагрева.

Кирпичная печь – самая эффективная в плане отопления помещения. Благодаря своей конструкции и используемому строительному материалу, она имеет высокий КПД. Такая печь быстро нагревается при топке дровами, и долго держит тепло. Принцип действия такой же, как у буржуйки.

Конвекторная печь также является модификацией буржуйки. Её конструкция отличается наличием системы принудительной конвекции. Она состоит из вентилятора и коллектора.

Благодаря этой системе, КПД конвертерной печи выше, чем у буржуйки.

Принцип действия аналогичен принципу действия буржуйки. Отличие только в том, что вентилятор принудительно вытесняет нагретый воздух из коллектора в помещение.

Печь длительного горения – это тоже модификация буржуйки. В её конструкции используется эффект верхнего горения. Благодаря этому, данная конструкция имеет высокий КПД. Принцип действия: горение в топке агрегата происходит под грузом, благодаря этому, зона огня имеет малую площадь. Это обеспечивает длительное горение твердого топлива.

Плюсы и минусы

Как и любой отопительный прибор, дровяная печь имеет свои преимущества и недостатки.

Рассмотрим некоторые преимущества:

  • Относительно невысокая цена топлива.
  • Универсальность прибора при эксплуатации. Можно использовать отопительный прибор для отопления помещения, приготовления и подогрева пищи.
  • Монтаж и установка гаражной печи очень простые и не требуют больших затрат.
  • Для изготовления агрегата могут использоваться подручные материалы.
  • При эксплуатации не требуется использование дополнительных установок и приборов.
  • Небольшие габаритные размеры агрегата делают его универсальным при использовании в гаражах.
  • Эксплуатация такого прибора не требует использования дополнительного вида энергии (электричества).

К недостаткам данной конструкции можно отнести:

  • Такие печи имеют большую теплоотдачу, в результате чего они быстро нагреваются и быстро остывают.
  • Для поддержания высокой температуры в печи необходимо периодически подкладывать дрова.
  • Необходим постоянный контроль за процессом отопления для обеспечения безопасности.

Особенности

Для эффективной работы печи её конструкция должна обладать определенными качествами. Так как помещение гаража имеет небольшие размеры, печь должна быть, в первую очередь, компактной. Экономичность при эксплуатации для отопительного прибора также важна. Кроме того, затраты на изготовление агрегата должны быть минимальными.

Необходимо предусмотреть возможность топки разными видами топлива. Это сделает агрегат экономически выгодным. Изготавливая печь своими руками, вы можете сделать ее максимально удобной в эксплуатации. Учитывая все свои потребности, вы создадите уникальный и неповторимый обогревательный прибор.

Для начала необходимо выбрать материал, из которого вы будете изготавливать печь на дровах. Здесь сыграют роль ваши навыки в работе с кирпичом или металлом. Но в обоих случаях необходимо помнить, что обогревательный прибор не должен снижать объем кислорода в помещении. Он должен как можно дольше выделять тепло для обогрева помещения.

Основное правило при эксплуатации печи – отсутствие выделения вредных веществ.

Выбирая конструкцию отопительного прибора, помните, что она не должна быть пожароопасной.

Изготовление своими руками

Самый подходящий материал для изготовления буржуйки – это пропановые баллоны и толстостенная труба. Также подойдут и старые металлические бочки. Возможны все варианты. Главное условие – толщина стенки должна быть минимум 2 мм и максимум 5 мм. Если вы всё сделаете согласно чертежам, то такая печь будет служить долго и эффективно.

Какую изготавливать печь – вертикальную или горизонтальную, каждый решает сам. Топить дровами горизонтальную печь удобнее. Зато вертикальная удобна в эксплуатации и занимает меньше места.

Чтобы изготовить вертикальную буржуйку, делим трубу или баллон на два неравных отсека. В нижней части располагаем меньший. Здесь будет собираться зола. Вверху находится больший отсек для закладки дров.

  • Вырезаем в обеих частях прямоугольные отверстия. Полученные прямоугольники не выбрасываем, используем их как двери в дальнейшем.
  • К большей части привариваем колосники. Это может быть арматура или любые прутки металла необходимого размера, диаметром 12-16 мм. Промежуток между колосниками – 20 мм.
  • Монтируем и привариваем дно.

  • Вверху баллона под дымоход проделываем отверстие. Изготавливаем патрубок из листа металла и привариваем его к отверстию вверху баллона. Патрубок лучше изготовить под стандартные дымоходы, чтобы потом не было проблем с его установкой.
  • К вырезанным дверкам привариваем петли и устанавливаем на печь. Агрегат готов.

Для изготовления горизонтальной буржуйки, необходимо приварить снизу зольный ящик. Сделать его можно из листовой стали. В нижней части печи делаем отверстия, чтобы зола просыпалась в зольный ящик.

В верхней части отопительного прибора (так же как на вертикальной буржуйке) изготавливаем патрубок для дымохода. Привариваем петли на дверку и устанавливаем ее с торца изделия. Печь готова к эксплуатации.

Конвекторная печь по конструкции – обычная буржуйка без режима длительного горения , но с принудительным обдувом для равномерного распределения тепла в гараже. Агрегат представляет собой буржуйку со встроенным мини-вентилятором в задней части. Он по направляющим трубам нагнетает воздух. Это могут быть полые металлические трубы, профиль или короб из листовой стали.

Там воздух нагревается и выдувается вперед. Помещение гаража быстро и эффективно отапливается. Печь готова для обогрева помещения.

Многие считают, что лучший отопительный прибор для гаража – это печь длительного горения. В основе ее конструкции лежит вертикальная буржуйка. Основные отличия – это боковое расположение дымохода в верхней части и наличие съемной верхней крышки с поршнем. В верхней крышке вырезаем отверстие и вставляем поршень. Он давит на дрова внутри печи, обеспечивая «верхнее горение».

Сложить кирпичную печь в гараже очень просто. Необходимо иметь схему порядовой кладки и обладать навыками работы с кирпичом. Обязательно строго соблюдать схему порядовки. Для кладки используют шамотный раствор или глину с добавлением цемента и песка.

Перед установкой кирпичной стены необходимо сделать фундамент высотой 200 мм. Из огнеупорного кирпича выкладывают топочную камеру. Дверца и поддувало расположены на передней стенке. Решетка укладывается внутри прибора на выступы из кирпича.

Для изготовления печи необходимо 290-300 кирпичей. Кладку выкладывают на шамотный раствор. Между кирпичами оставляют зазоры. Это необходимо для теплового расширения. Образование трещин на корпусе отопительного прибора из-за разности температур сведется к минимуму.

Чтобы печь прослужила долго, кирпич должен быть хорошо обожжённый и без трещин. Если необходимо увеличить высоту отопительного прибора, это можно сделать путем повторения рядов.

Чтобы изготовить печь с водяным контуром, первоначально необходимо соорудить теплообменник. Можно использовать различные материалы: листы стали или стальные трубы. Также потребуются навыки работы с металлом и сантехникой.

В осенне-зимний период пребывание в неотапливаемом гараже – процесс не из приятных, а установка традиционного отопления – дорогое удовольствие. Поэтому в своем большинстве хозяева выбирают экономварианты и устанавливают компактные энергоэффективные печи для гаража. Конструкция должна хорошо разогреваться, равномерно прогревать воздух и быть при этом безопасной.

Проект большинства гаражей не предусматривает установку системы отопления. При этом низкие температуры в зимнее время не только создают дискомфорт для автовладельцев, но и нежелательны для транспортных средств. Как показывает практика, использование традиционных переносных электроотопительных приборов является малоэффективным и выливается в круглую копейку в виде счетов за электроэнергию. Решить проблему довольно просто – нужно соорудить печь в гараже своими руками, выбрав оптимальный вариант.

В основе проблемы отопления гаража лежат два момента:

  • отсутствие эффективной теплоизоляции;
  • закон квадрата-куба, подразумевающий соотношение размеров поверхности тела к его объему.

Упомянутый закон отражается в виде теплопотерь. Для обогревания одного кубометра помещения с маленькой площадью требуется значительно больше тепла, чем при отоплении просторного сооружения. Например, для обогревания двухэтажного дома достаточно устройства мощностью 10 кВт, а для гаража стандартных размеров потребуется прибор с производительностью тепла в 2,5 кВт.

Чтобы в гараже поддерживать температуру 16°С, можно установить агрегат мощностью 2 кВт, а для температурного режима 8°С, предусмотренного для хранения автомобиля, достаточно агрегата мощностью 1,2 кВт. Соответственно, чтобы прогреть всю площадь, потребуется значительно больше тепловой энергии, поэтому лучше осуществлять обогрев не всего помещения, а так называемого рабочего места.

Как сделать печь в гараже: максимальная эффективность размещения и система утепления

Воздух, прогретый отопительной печью для гаража, должен сосредотачиваться в центре помещения, распространяясь вокруг таким образом, чтобы между стенками и потолком образовывалась небольшая прослойка прохладного воздуха. Таким образом, транспортное средство и его владелец будут пребывать в зоне комфортной температуры, а расход тепла значительно уменьшится. Так называемая тепловая шапка образуется за счет естественной конвекции: сильный поток теплого воздуха поднимается вверх, где сталкивается с холодным плотным слоем.

Полезный совет! Согласно правилам (относительно стоянки автомобилей), регламентируемым документом СП 113.13330.2012, оптимальная температура для хранения автомобиля должна быть не ниже 5°С, а во время проведения ремонтных работ – 18°С.

Благодаря физическому процессу конвекции, который заключается в распространении потоков теплого воздуха, обеспечивается эффективное отопление практически всего гаража. Получить такой результат можно даже с помощью самодельной печи для гаража с небольшой мощностью.

Важную роль в процессе обогрева и сохранности тепла играет система утепления. Одна из хитростей, которой пользуются строители гаражных кооперативов, – плотное расположение соседних сооружений, что позволяет максимально сохранить тепло. В индивидуальных постройках можно использовать для наружного утепления различные доступные материалы, например, ДВП.

Утепление металлического гаража внутри может быть проблематичным, так как в месте соприкосновения материалов появляется точка росы, где скапливается конденсат. В результате это может привести к быстрому износу как основного материала, так и утеплителя. Поэтому нужно выдерживать воздушную подушку между основной и дополнительной стенкой в 30-50 мм, отступая от пола приблизительно на 60 мм.

Разновидности печек для гаража: выбор оптимального варианта

В гараже допускается установка разнообразных отопительных систем, которые работают на различных видах топлива: жидком, твердом, электрическом или газовом. Главные условия – агрегат должен обладать высоким КПД, при этом иметь небольшую стоимость и низкий уровень потребления ресурсов. Кроме того, устройство должно быть мобильным и безопасным.

Для отопления гаража используют различные агрегаты, которые отличаются принципом работы, видом топлива и особенностями эксплуатации.

Печи для гаража на дровах длительного горения. Принцип работы таких устройств заключается в конвертерном сжигании топлива. Агрегат требует профессиональной установки, но опытные мастера могут изготовить его самостоятельно. В качестве топлива используют дрова, пеллеты, торф, уголь и другие виды исключительно твердого топлива. Газ и жидкие горючие материалы неприменимы. Дополнительно необходима установка дымохода и системы утепления. Относится к разряду дорогих устройств.

Буржуйки для гаража. Компактный, удобный и доступный по стоимости вариант печи, которую легко соорудить самостоятельно, используя базовый чертеж. Главный недостаток буржуек – повышенная угроза пожара.

Печи для гаража на отработке – это наиболее экономный вариант, функционирующий на машинном масле, которое уже отработало свой ресурс в двигателе.

Кирпичная печь для гаража позволяет получать мягкое тепло на протяжении длительного времени, но при условии полного прогревания. Поэтому такой вариант подходит для людей, которые работают в гараже каждый день.

Инфракрасные обогреватели. Такое оборудование не годится для металлических конструкций и сооружений в полкирпича. Металл плохо отражает, а кирпич поглощает такую энергию, что приводит к малой эффективности данного вида отопления.

Важно! В процессе установки отопительной системы обязательно требуется сооружение качественной и надежной системы вентиляции и дымоходов.

Печь для гаража на дровах длительного горения: виды и принцип работы

Любой вариант гаражных печей имеет свои плюсы и минусы, и при этом каждый из них можно изготовить своими руками. Чтобы иметь представление о процессе создания агрегата и рассчитать свои силы и ресурсы, стоит более детально познакомиться с каждым из видов устройств.

Популярность печей для гаража длительного горения заключается в их экономичности, так как при сгорании обычных дров можно получить максимальное количество тепла. Принцип работы заключается в том, что большое количество топлива разово загружается в камеру сгорания, где процесс длительного горения обусловлен слабым доступом кислорода. Таким образом, дрова не сгорают моментально, а постепенно тлеют, выделяя горючий газ.

Печи для гаража длительного горения могут быть разными по своим конструктивным особенностям, популярная разновидность – Бубафоня. Название агрегата произошло от имени его изобретателя. Высокая эффективность конструкции заключается в том, что может работать такая печь длительного горения на опилках. Если постараться, то Бубафоню можно подключить к системе водяного отопления. В таком случае принцип действия устройства будет заключаться в создании водяной рубашки вокруг котла.

Булерьян – также популярная модель печи длительного горения, ее конструкция очень необычная. Устройство широко используют не только для служебных, но и для жилых помещений. Это своего рода современный гибрид классической буржуйки и печки длительного горения. Агрегат работает за счет принудительной конвекции. К топке снизу и сверху идет несколько изогнутых труб. Через нижние поступает холодный воздух, который моментально нагревается в топке и сверху выходит уже горячим.

Печь длительного горения для гаража своими руками

Несмотря на относительно сложную конструкцию, печь длительного горения можно смастерить самостоятельно. Такая модель будет иметь один, но существенный недостаток: для выгребания золы придется переворачивать довольно увесистый корпус вверх ногами. Чтобы соорудить агрегат, потребуется цилиндр из металла, сварочный аппарат. Можно взять за основу и квадратную емкость, но при условии нормального обеспечения тления дров. Сам процесс изготовления в таком случае займет несколько часов.

Чаще всего для производства печи длительного горения используют металлическую толстостенную бочку вместительностью около 200 л. Сверху делают крепления под крышку с дымоходом, а также выполняют небольшое отверстие, необходимое для доступа кислорода, который нужен для процесса горения. В диаметре дымоход составляет приблизительно 15 см, а воздуховод – 10 см. Часто дымоход выводят сбоку, а сверху оставляют место для поступления воздуха.

Полезный совет! Для печки в гараж на дровах нужно приобретать сухое топливо. Следует выбирать такие породы древесины, которые в процессе горения выделяют минимальное количество смолы.

Важная деталь дровяной печи для гаража длительного горения – груз для обеспечения пресса на тлеющие дрова. Изготовить его можно из металлического круга, диаметр которого должен быть на несколько миллиметров меньше размеров топочной камеры, и двух отрезков швеллеров, исполняющих роль утяжелителя.В круге утяжеления необходимо сделать воздуховод и приварить к нему трубу сечением 10 см. Ее длина должна превышать высоту корпуса печки.

Отверстие с дверцей для загрузки дров в печку для гаража своими руками делают сбоку, а внизу устанавливают решетку и емкость для золы. Заключительный штрих – приваривание ножек внизу готовой печи.

Печь-буржуйка для гаража: принцип работы и особенности изготовления

Обычная буржуйка, популярная в 20-х годах прошлого столетия, считается самым популярным вариантом печки для гаража на дровах и других видах твердого топлива. Изготовить ее можно из разнообразных подручных материалов. Здесь будут уместны как листовой металл, так и отрезок трубы, старая бочка или отработанный газобаллон. Для успешного производства материал должен соответствовать таким требованиям:

  • толщина металла – не менее 5 мм;
  • емкость цилиндрической формы в сечении должна превышать 30 см.

В состав классической буржуйки входят такие элементы:

  • корпус с решеткой;
  • дверца загрузки;
  • зольник;
  • дымоход боковой или вертикальный.

Для изготовления дымохода используют трубу из металла толщиной 3 мм, имеющую сечение как минимум 12 см. Топочная камера вырезается из выбранной заготовки. Решетка для топлива устанавливается на дне, а под ней – ящик для сбора золы из металла толщиной 3 мм. Камеру закрывают сверху и выводят дымоход. Ножки для печки изготавливают из металлических уголков.

Перед тем как сделать буржуйку в гараж, необходимо определиться с ее формой, которая зависит от базового материала. Она может быть круглой или квадратной. Также важно подумать о правилах безопасности. Устанавливают печку на ровное и прочное основание, выполненное из огнестойких материалов. Стены также требуется защитить от загорания. Вблизи буржуйки не должны находиться посторонние предметы.

Важно учесть, что металлическая поверхность буржуйки в процессе эксплуатации будет очень сильно нагреваться, поэтому во избежание серьезных ожогов необходимо исключить возможность прикосновения к ней людей и животных.

Порядок изготовления вертикальной буржуйки в гараж своими руками

Самый популярный вариант буржуйки для гаража своими руками – печь из металла. Для того чтобы изготовить вертикальный агрегат, заготовку условно разделяют на две части. Меньшая будет располагаться внизу и служить местом для сбора золы, а верхняя часть (основа) будет топочной, в нее и будут залаживаться дрова.

Полезный совет! Во время работы со старым газовым баллоном нужно быть предельно осторожным. В первую очередь следует убедиться в полном отсутствии газа внутри емкости. Полностью вытеснить его можно путем заполнения баллона водой. Известны случаи, когда остатки газа в процессе распиливания баллона провоцировали взрыв.

В качестве наглядного примера рассмотрим порядок работ по изготовлению печи для гаража из газового баллона:

  1. Вырезание дверок: верхней – для топки, нижней – для сбора золы. Делают это с помощью болгарки. Вырезанные куски не выбрасывают, они послужат дверцами.
  2. Приваривание колосников. Для этого используют куски арматуры из стали соответствующей длины, толщиной 13-15 мм. Между колосниками оставляют расстояние, равное 20 мм.
  3. Сооружение дымохода. С этой целью вверху конструкции прикрепляют металлическую трубу высотой около 10 см.
  4. К заготовкам-дверкам приваривают запоры и петли. Соединяют все детали. Для создания уплотнения на дверцу снаружи можно приварить металлические полосы шириной 20 мм.
  5. Установка ножек внизу изделия из металлических уголков.

По такому же принципу изготавливают буржуйку-печь в гараж из трубы. Отличие заключается в необходимости приваривания дна и верхней крышки, где заранее готовится отверстие под дымоход. Из газового баллона можно также соорудить теплоэффективную ракетную печь для гаража.

Статья по теме:

Преимущества и недостатки. Требования к обогреву. Виды отопительных систем: водяная, электрическая, газовая и другие.

Инструкция по изготовлению горизонтальной печи для гаража своими руками

Горизонтальная конструкция считается более удобной в плане загрузки длинных поленьев, но в то же время она занимает больше места в гараже, поэтому не подойдет для маленького помещения. В горизонтальной буржуйке ящик для сбора золы размещают снизу. Для этого делают заготовку из куска швеллера, а в топочной части делают отверстия. Таким образом, получаются колосники и сборник для золы.

Дымоходную трубу размещают в верхней части корпуса. С этой целью приваривают кусок трубы соответствующего диаметра. Для ножек изделия используют куски металлического уголка с приваренными плоскими заготовками листового железа. Это необходимо для того, чтобы конструкция приобрела устойчивость. Поддувало размещают сбоку – в противоположной части от дымохода. Для этого в стенке вырезают кусок металла, который впоследствии используют в качестве дверцы.

Можно соорудить оригинальную, более практичную и безопасную печь для отопления гаража из двух бочек. Металлическая буржуйка, в отличие от ее чугунного предшественника, намного быстрее раскаляется и находиться с ней рядом практически невозможно. Решить данную проблему можно с помощью двух бочек разных диаметров, установив одну из них внутри другой. В таком случае внутренняя бочка – это топка, а наружная – дополнительный каркас. Пространство между стенками можно засыпать песком или галькой.

Такая печка нагреваться будет значительно дольше, но при этом остывать она будет намного медленнее. Поэтому в гараже гораздо дольше будет сохраняться необходимая температура, а пребывание в нем будет более комфортным.

Полезный совет! Повысить эффективность обогрева буржуйки помогут небольшие крылья, приваренные по бокам печки из трубы. Эти детали увеличат площадь соприкосновения накаленного металла с воздухом, что поможет быстрее прогреть помещение.

Печь для гаража из кирпича своими руками

Самодельные кирпичные печи также используют для обогрева гаража, хотя и гораздо реже. Такая конструкция довольно долго излучает тепло, но для ее разогрева потребуется немало времени. Такой агрегат подойдет для тех владельцев, которые проводят в гараже длительное время и бывают там ежедневно. В таком случае можно просто поддерживать огонь в топке путем подбрасывания дров.

Для обустройства небольшой печи из кирпича в гараже с варочной панелью потребуются:

  • керамический огнеупорный кирпич – 290 шт.;
  • дверка для топочной камеры 250Х200 мм – 1 шт.;
  • решетка для колосников 250Х250 мм – 1шт.;
  • дверца для поддувала 120Х120 мм – 1 шт.;
  • задвижка 120Х120 мм – 1 шт.;
  • чугунная плита 70Х30 см.

Для кладки кирпича необходимо приготовить глиняный раствор. Толщина швов должна быть от 5 до 15 мм. Перед тем как установить печь в гараже, нужно позаботиться о подготовке фундамента. Его горизонтальные размеры должны быть приблизительно на 20 см шире самого устройства.

Для топки нужно провести футеровку, предусматривающую укладку шамотного кирпича на аналогичный раствор. Под литье печи кирпичи подтачивают, а под колосниками, плитой и дверками основа должна быть шире размеров литья. С целью обеспечения теплоизоляции применяют шнур из асбеста, также допустимы полосы из минваты, которая выдерживает температуру до 1200 °C.

Кирпичная кладка, выполняемая по установленной схеме, в среднем состоит из 15 рядов. Приблизительно в 6-м из них устанавливают задвижку, которая позволяет переключать печь в разные температурные режимы работы, что особенно удобно в межсезонье. Для того чтобы иметь представление о будущей печке из кирпича и чтобы впоследствии не пришлось исправлять ошибки, лучше провести предварительную кладку без раствора.

Экономичные и энергоэффективные печи для гаража на отработке

Печь на отработанном масле считается наиболее экономной, так как исключает дополнительные затраты на топливо. Если правильно рассчитать материалы и четко следовать инструкции по изготовлению, то она не будет дымить и чрезмерно загрязнять воздух. Предусмотрена работа таких печей на трансмиссионном, машинном или трансформаторном масле. По такому же принципу функционирует дизельная печь для гаража.

В конструктивном плане агрегат представляет собой две емкости, которые соединены между собой перфорированной трубой, имеющей множество отверстий. Если принято решение в пользу установки в гараже печи на отработке, то необходимо, чтобы она соответствовала таким требованиям:

  • предельная масса – 30 кг;
  • вместительность – до 12 л;
  • стандартный размер – 70x50x30 см;
  • средний расход топлива – 1 л/час;
  • диаметр трубы вытяжки – 100 мм.

Соорудить такую конструкцию достаточно просто. Для создания не понадобятся форсунки и капельницы, поэтому для ее изготовления не нужны особые знания, умения или опыт.

Полезный совет! Перед тем как построить печку на отработке, желательно предварительно договориться с владельцами соседних гаражей о сборе отработанного масла. Емкость обязательно должна быть изготовлена из металла толщиной как минимум 3 мм.

Непосредственно для изготовления печи потребуются такие материалы:

  • труба из стали;
  • две металлические емкости;
  • стальной уголок.

Емкостью может послужить корпус старого негодного компрессора холодильника или же баллон газовый. Печь для гаража на отработке должна изготавливаться из материала толщиной не менее 4 мм, так как предполагается нагрев до 900 °С, поэтому тонкий металл просто-напросто прогорит.

Последовательность изготовления печки в гараж, функционирующей на отработке

Для гаража на отработке выгодна при наличии больших его запасов

Процесс создания данного вида печки в гараж своими руками включает такие этапы:

  1. Установку нижней емкости на ножки. С этой целью из металлического уголка производят детали размером 20 см, на которые и приваривают емкость в горизонтальном положении.
  2. Вырезание отверстия посредине нижней части корпуса, которая служит топкой и топливным бачком, приваривание к нему вертикальной трубы, соединяющей обе емкости. Желательно, чтобы верхняя часть снималась. Это нужно для проведения чистки горелки.
  3. Просверливание приблизительно десятка отверстий в трубе на полуметровой высоте. Первое отверстие должно располагаться как минимум в 10 см от основного корпуса печи.
  4. Изготовление отверстия на верхней части топочной емкости для заливки масла и крышки, которая поможет регулировать уровень нагрева помещения и сам процесс горения.
  5. Приваривание патрубка на верхней емкости.
  6. Сооружение трубы вытяжки из оцинкованной стали длиной как минимум 4 метра и ее крепеж на патрубке.

Презентабельный вид гаражной печи придаст покраска. С этой целью используют смесь из силикатного клея, помелённого мела и пудры алюминия.

Недостатки печи для гаража на отработке, особенности эксплуатации

Пользоваться такой печкой, во избежание аварийных ситуаций, необходимо в соответствии с четкой инструкцией. Для этого, пользуясь нижним отверстием печи, в топливный бак необходимо вложить небольшое количество бумаги для растопки. Далее заливается приблизительно 1 литр отработанного масла. Бумагу поджигают и выжидают пару минут, пока масло не закипит. Когда масло начнет медленно гореть, его необходимо по мере необходимости подливать в количестве 3-4 литров.

Несмотря на массу преимуществ данного вида печей для гаража, необходимо упомянуть и об их недостатках, в частности:

  • очень длинный дымоход, который должен быть не менее 4 метров в высоту;
  • требуется, чтобы устройство дымохода было строго вертикальным, без изгибов и горизонтальных участков;
  • емкости для масла и дымоход необходимо регулярно чистить – приблизительно раз в неделю.

Полезный совет! Избежать неудобств, связанных с частой чисткой резервуара и дымохода, поможет конструкция со съемными деталями.

К процессу создания системы отопления в гараже необходимо подойти ответственно, чтобы такие конструкции, как котел на отработке, печь из кирпича, буржуйка своими руками, были выгодны и приносили максимум тепла. Следует учесть, что за экономными вариантами необходимо тщательно ухаживать, а кирпичные конструкции требуют определенного времени на растопку. Для создания металлической печи длительного горения потребуются определённые навыки и знания. В то же время любой из рассмотренных вариантов при условиях правильного сооружения и при соблюдении правил эксплуатации сделает гараж теплым и комфортным.

Самый простой и удобный путь обогреть зимой гараж – это поставить какой-нибудь электрический обогреватель. Многие автолюбители так и делают, но им приходится потом сталкиваться со счетами за электроэнергию, что несопоставимы с полученным теплом из-за высокого тарифа. С другой стороны, печка для гаража на дровах или отработке не столь комфортна в эксплуатации, но уж точно обойдется дешевле. В данном материале будет изложено, как сэкономить еще больше и изготовить такую печку самостоятельно.

Дровяная печь

Требований к подобным печкам совсем немного:

  • чтоб хорошо выделяла тепло;
  • была пригодна для сжигания любой древесины;
  • поместилась на выделенном для нее пятачке.

Поскольку простые печи для гаража не особо нуждаются в эстетике, то обычно домашние мастера их сваривают из того, что попадется под руку либо найдется на металлоломе. Так что форма корпуса может быть произвольной, нашел кусок большой трубы – печка будет круглой, попался листовой металл – сделаем прямоугольную. По большому счету, это не имеет большого значения, гораздо важнее сама конструкция.

На просторах интернета полно чертежей разных печек, но все они производные от традиционной металлической буржуйки. Корпус отопителя можно ориентировать в горизонтальной или вертикальной плоскости, на эффективность работы это почти не оказывает влияния. Дело в том, что вертикальная самодельная печь для гаража, сделанная своими руками, занимает меньше места. В то время как в горизонтальную помещаются длинные поленья и с одной загрузки горит она дольше. Выбирайте, какой вариант вам больше по вкусу.

В традиционных буржуйках колосниковой решетки нет, эта печь является подовой. Дымоход же располагается в задней части и подводится сверху, как показано на чертеже:

В гараже, где хранятся легковоспламеняющиеся жидкости и масла, отсутствие зольника – не лучший вариант. При очистке пода горячие угли могут рассыпаться, неудобство для выполнения процедуры налицо. По этой причине простая печка на дровах получила колосники, зольник и дверцу для очистки, а то и выдвижной ящик. Что касается трубы, то ее варят в обычном месте либо на задней стенке.

А вот усовершенствованная двухходовая буржуйка имеет трубу в передней части. Конструкция печи способствует повышенной теплоотдаче, поскольку дымовые газы внутри нее делают два хода в разных направлениях, интенсивно обмениваясь теплом с металлическими стенками.

Последний ход газов завершается у лицевой стенки, поэтому и труба спереди. Подобная печь в гараж весьма эффективна, изготовить ее можно по чертежу, представленному выше:

Дополнительно повысить теплоотдачу поможет увеличение поверхности обмена. Мастера-умельцы давно решили этот вопрос, приваривая к корпусу ребра из полосовой стали толщиной 4-5 мм, как показано на фото:

Не вдаваясь в подробности и описание производства сварочных работ, дадим несколько общих рекомендаций:

  • старайтесь брать металл потолще, если возможно, то 4-5 мм. Тогда дровяная печь прослужит дольше;
  • при креплении дымохода сверху стенку лучше усилить, этот стык прогорает чаще всего;
  • наружные ребра заметно улучшают обмен теплом, их можно приварить к любой печке;
  • внутри можно установить хотя бы одну перегородку, как у двухходовой печи;
  • лучше в колосниковой решетке сделать много мелких отверстий, чем большие дырки, куда будут просыпаться не догоревшие угли.

Печь на отработанном масле

Самая простая печка для гаража, работающая на отработанном масле, хорошо известна всем. И, хотя ее чертеж нетрудно отыскать в рунете, мы на всякий случай представим его еще раз:

Как видите, в изготовлении такой отопитель несложен, а вот при эксплуатации есть нюансы. Главный враг подобных печек – вода, в силу разных обстоятельств попавшая в отработанное масло. Совсем небольшое ее количество вызывает сильные хлопки в перфорированном дожигателе (вертикальной трубе с дырками), что может привести к пожару. Выходит, что перед употреблением топливо нужно отстаивать, чтобы отделить воду.

Важно. Любая печь на отработке, как и на дровах, требует для стабильной работы дымохода с хорошей тягой, поэтому его рекомендуется поднимать на высоту не менее 4 м.

Второй недостаток отопителя – едкий запах на стадии розжига и разогрева. В остальном использование чудо-печи, как ее называют на специализированных форумах, особых нареканий не вызывает. Греет она вполне прилично. Но на тех же форумах мастера-умельцы давно предложили более надежную и эффективную конструкцию. И не такую пожароопасную. Принцип, по которому функционирует такая масляная печка, показан на рисунке:

Топливо сгорает в металлической чаше, расположенной на дне вертикально стоящей трубы (или газового баллона). В чашу оно подается каплями из дозирующего устройства. Благодаря такой схеме при необходимости печь на жидком топливе может сжигать и дизельное топливо, надо лишь настроить подачу воздуха и дозировку. Часть паров масла догорает внутри вертикальной перфорированной трубы – дожигателя при подаче вторичного воздуха. Устройство печи показано на чертеже:

В качестве корпуса можно применить толстостенную стальную трубу или баллон из-под пропана. Сортамент остального металла указан на чертеже, перечислять его еще раз мы не будем. Вместо этого заострим внимание на способе подачи воздуха, он может быть двух видов:

  • естественный, за счет тяги дымохода;
  • принудительное нагнетание вентилятором.

Самодельная капельная печка из трубы может работать и на малой тяге, если нет никакой возможности поднять дымоход повыше. Этому способствует установка вентилятора, нагнетающего воздух внутрь дожигателя. Тогда, заглянув в работающую печь сверху, можем наблюдать такую картину:

Способ считается более эффективным и вполне надежным, проверенным не одним владельцем гаража. При желании такая дизельная печка заключается в водяную рубашку, превращаясь в водогрейный котел. Это позволит устроить в гараже радиаторное отопление и значительно повысить комфорт при длительном пребывании в помещении зимой. Предостережение к масляным отопителям такое же, как и к дровяным: если в непосредственной близости находится высотный жилой дом, то придется вернуться к мысли об отоплении электричеством.

Самостоятельная установка печки в гараже должна выполняться по определенным правилам. Во-первых, нужно обеспечить работоспособность нагревателя, а во-вторых, принять меры по пожарной безопасности. Что касается первого момента, то он касается правильного монтажа дымохода, обязанного создать нормальную тягу. Здесь рекомендации следующие:

  • высота трубы – не менее 4 м, считая от колосниковой решетки;
  • поворотов – не более 3, при этом избегайте установки колен 90º, старайтесь применять 45 или 30º;
  • если есть горизонтальный участок, то его длина – не больше 1 м;
  • участок трубы на улице лучше утеплить базальтовой ватой, чтобы не допустить образования конденсата;
  • прикрепите дымоход к стене, чтобы он не нагружал тело печи.

Во время монтажа дровяной или масляной печи своими руками соблюдайте противопожарные требования. Вот их перечень:

  • на полы под печью уложите лист металла, выступающий со стороны дверцы на 1 м;
  • сгораемые конструкции стен около печки надо защитить экранами из металла или кирпича;
  • проходя дымоходом деревянное перекрытие, обеспечьте зазор между ним и трубой 250 мм, заполнив его базальтовым волокном;
  • дабы защитить газоход от задувания ветром, установите на него дефлектор или специальную насадку;
  • в гараже должна функционировать естественная приточно-вытяжная вентиляция.

Заключение

По сравнению с электрическим печное отопление гаража куда экономнее, а подчас и эффективнее. Но в монтаже и эксплуатации масляных и твердотопливных отопителей есть свои особенности, которые надо учитывать. Сделать печки своими руками не представит большой сложности для человека, владеющего необходимыми навыками. В крайнем случае изготовление можно поручить знакомому мастеру, выбрав подходящую конструкцию.

© При использовании материалов сайта (цитат, изображений) указание источника обязательно.

Ну вот, лето красное пропело. И опять встает вопрос: нужна все-таки печь для гаража! По теплу недосуг было о ней подумать, хлопоты всякие мешали. Теперь, что называется, петух клюнул: хоть в систему охлаждения машины и антифриз залит, но на холоде аккумулятор чахнет. Ладно, пусть он с гелевым элетролитом, сульфатирования не боится при любом морозе. Но емкость все равно падает, масло загустевает, автомобиль заводится плохо, мотор греется долго. И самому уж никак не уютно что-то в «стойле» делать, когда дрожь пробирает и зубы сами собой вальсы Штрауса выстукивают.

Будем делать гаражную печку своими руками? Штука вроде как немудрящая. Не совсем так, гараж нужно обогревать по-иному, . Иначе на отопление, особенно если гараж производственный и люди там целый день находятся, топлива уйдет слишком уж много. Покупать готовую печь? Есть в продаже специальные гаражные, но чего стоят обещания продавцов? И как подобрать подходящую вот именно к этому гаражу? И чтобы тепло в яму проходило, здоровью никак на пользу не пойдет, если руки все время над головой, а ноги стынут. Желательно, конечно, купить такую, что и сама подешевле была, и грела хорошо, и служила долго.

Как остывает гараж?

Но почему это гараж нужно обогревать не так, как дом? Он много меньше, тут сказывается сидящий в печенках у технарей закон квадрата-куба: при уменьшении размеров геометрического тела отношение его поверхности к объему увеличивается. Соответственно, и самодельная печь для гаража, и готовая фирменная, должны иметь тепловую мощность на единицу объема помещения большую, чем домовая . Поясним на примере.

Вот дом, 10х12 м в плане, высотой с цоколем и перекрытиями 5 м. Крышу для простоты возьмем плоскую, сути дела это не изменит. Общий объем дома тогда выйдет 10х12х5 = 600 куб. м, а площадь его поверхности, считая и пол (сквозь него тоже тепло уходит) 10х5х2 (2 короткие стены) + 12х5х2 (2 длинные) + 10х12х2 (пол и крыша) = 100 + 120 + 240 = 460 кв. м. На один куб объема приходится 460/600 = 0,77 квадрата, через который тепло уходит.

Теперь стандартный гараж, 4х7х2,25 м. Объем – 63 куба; площадь поверхности – 105,5 квадратов. На 1 куб – 105,5/70 = 1,67 квадрата , считай, вдвое с лишним большая площадь теплопотерь. Если, скажем, по расчету печь для дома вышла на 10 кВт, то там на единицу объема приходится 10/600 = 0,017 кВт. Для гаража тогда нужно на 1 куб 0,037 кВт, а на весь объем 0,034х63 = 2,33 кВт. Если принять температуру в гараже 16 градусов (для работы) или даже 8 градусов (минимальную стояночную для машины), то мощность обогрева падает ненамного, до 1,8 и 1,2 кВт соответсвенно.

Как греть гараж?

Итак, уже видим, что для отопления гаража нужна печка экономичная: удельный на 1 куб помещения расход топлива здесь более чем вдвое выше. Второй важный момент – печь должна прогревать рабочий объем помещения («рабочий объем» сказано не зря, см. ниже) как можно быстрее, чтобы не затягивать визит владельца-частника или вводить коллектив в состояние надлежащей работоспособности, прежде чем у них появятся мысли о «горючем», которое заливают не в бак, а внутрь себя. Если гараж частный холодный, то печка должна также быстро прогорать и остывать. Тут сказывается уже не столько экономичность, сколько пожарная безопасность.

Примечание: уже по этой причине применение печей на дровах для отопления гаражей ограничено. Самая быстрая обычная разогревается за 15-20 мин, а делов-то в гараже может быть всего на полчаса. Исключение – печи длительного горения для постоянно обогреваемых гаражей, см. далее.

Наконец, гаражей на цоколе с подполом вообще не бывает, а капитальный со стенами в 2 кирпича и наружным утеплением по средствам далеко не каждому, поэтому, кстати говоря, требуемую для гаража тепловую мощность печи нужно как минимум удвоить против грубого расчета выше. Но можно ли вообще обогреть гараж, не тратя «еще полстолька», от того, что идет на дом?

Теплая шапка

Первый способ – шапка нагретого воздуха внутри помещения, не касающаяся или касающаяся самыми краями стен и потолка. Пол, если гараж не на вечной мерзлоте, в самый лютый мороз не выстудится так, как тонкие металлические стены и крыша без чердака. Создать такую шапку можно т. наз. естественно-ограниченной конвекцией.

Что это за зверь такой? Приходилось ли вам приходилось видеть, как резко вспыхивает масса, пусть и небольшая, высокоэнергичного горючего в холодную погоду? Тогда столб дыма скорее всего образовывал грибовидное облачко.

Происходит это оттого, что нагретый воздух, довольно быстро остывая, теряет свою кинетическую энергию и не может растолкать, чтобы подняться выше, плотный холодный воздух. Он ведь сколько-то весит и обладает инерцией, которую нужно преодолеть. Нагретому воздуху тогда приходится расширяться уже вниз и в стороны, т.к. окрестности горячего воздушного столба уже успели немного прогреться и стали не такими плотными. Точно такую же природу имеют характерные «наковальни» грозово-кучевых облаков и облако ядерного взрыва, но там мгновенное энерговыделение столь велико, что гриб образуется обязательно. Иногда даже два на одном столбе, как было в Хиросиме.

Т.е., для эффективного, экономного и быстрого прогрева гаража любого типа нужна печь сравнительно небольшой мощности, создающая достаточно быстрый, но не очень плотный конвективный поток . Невидимый теплый «гриб», закрутившись под потолком, осядет вниз, в т.ч. и в яму, а стен коснется только снизу. Если они снаружи прикрыты снегом, то 2/3-3/4 возможных теплопотерь через них придутся на верхнюю часть, до которой «гриб» не дотянется. А нет разности температур – нет и теплопотерь. Или они в 5-10 раз меньше, чем если бы гараж отапливался по-домашнему.

Примечание: подобный этому, только наоборот, принцип создания «прохладной шапки» используется в мобильных кондиционерах.

Тепловое излучение

Для мгновенного кратковременного обогрева рабочей зоны или, если гараж должным образом утеплен (см. ниже), его целиком, можно использовать тепловое (инфракрасное, ИК) излучение от специальных отопительных приборов; о них – далее. Но если гараж металлический или кирпичный со стенами в полкирпича, от них толку будет мало: и металл, и кирпич достаточно хорошо поглощают ИК. Через металлическую стенку, хорошо проводящую тепло, оно очень быстро пройдет наружу, а там его унесет конвекция. Плохо проводящий тепло кирпич, наоборот, будет накапливать его в себе. Отдавать начнет когда из гаража, возможно, нужно будет и уходить. И отдаст не более половины полученного, т.к. то, что накоплено, уйдет как минимум поровну внутрь и наружу. Реально – наружу больше, т.к. температурный градиент направлен туда.

Об утеплении гаражей

Уже ясно что, прежде чем сделать печь, гараж желательно утеплить. Но так, как дом, снаружи – накладно будет. Может быть, вообще невозможно, если гараж в общем ряду вплотную к соседним. Утепляться же изнутри вообще плохо: точка росы неизбежно будет попадать в зазор между утеплителем и стенкой, там будет выпадать конденсат, и строение через несколько лет придет в негодность.

Тем не менее, под обогрев теплой шапкой или ИК можно утеплиться изнутри . Для этого стены обшивают тонкими негорючими и не содержащими асбеста плохо проводящими тепло материалами, напр. плоским ондулином. Можно применять и древесные самозатухающие – ДВП, ДСП толщиной 4-6 мм. Но не самозатухающие пластики, вдруг возгорание, они выделят огромный объем ядовитых газов!

Обшивку делают, отступив 20-50 мм от стены. В металлическом гараже удобно крепить ее листы к каркасу, подложив шайбы, чтобы не было полностью замкнутых полостей. От пола также отступают на 50-70 мм. Перед обшивкой металлические стены грунтуют и красят в 2 слоя. На кирпичную желательно нанести слой вермикулитовой штукатурки.

При таком способе утепления конденсат под обшивкой будет испаряться, не навредив. Все указанные материалы хорошо отражают ИК, а воздушную шапку просто не подпустят к стене. Для постоянно обитаемых помещений вентилируемое утепление изнутри не годится, влажность без обогрева будет прыгать выше предельно допустимой по санитарным нормам!

О кирпичных гаражных печах

Второй вывод из вышеизложенного – для обогрева гаража подходит плохо:

  • Теплоотдача кирпичных печей около 0,5 кВт с 1 кв. м их поверхности. Если подсчитать, какого размера печка нужна в гараж, то выйдет, что стоять там будет только она, а машину придется оставить снаружи.
  • Кирпичной печи для долгой жизни тоже нужен комфорт: ровный микроклимат в помещении и влажность в пределах санитарных норм. В гараже глиняный кладочный раствор скоро раскиснет и печь «поплывет»: глиняный раствор не схватывается, как цемент, но высыхает, а необожженная глина гигроскопична.
  • Конвекция от кирпичной печи довольно вялая. Ни о какой теплой шапке не может быть и речи; нагретый воздух отойдет к стенам и остынет, опускаясь вдоль них, прежде чем хоть что-то обогреет.
  • Кирпичная печь долго, 1-1,5 часа, прогревается. Частнику придется протапливать ее загодя (а если в гараж понадобилось зайти внезапно?), а в производственном гараже производительности труда в начале смены не жди. Да и потом, скорее всего, тоже. Доплачивать кому-либо за обязанности истопника – лишний расход, без которого можно обойтись, если печь прогревается быстро.

Тем не менее, кирпич для полноценного обогрева гаража нужен. Как дополнительный теплоаккумулятор, о чем будет сказано далее.

Выбираем гаражную печку

У себя дома

Тяжелые горючие жидкости (отработка, темное печное топливо, сланцевое масло, рапсовое масло, лакокрасочные отходы – шлам льняного, конопляного, хлопкового масла) либо найдутся на хозяйстве, либо есть в продаже. Причем цена 1 заключенной в них гигакалории оказывается ниже, чем газовой, не говоря уже об ЛВЖ. Нужно только сжечь их полностью, превратив либо в теплую шапку, либо в ИК. С этим успешно справляются масляные печи длительного горения разных типов.

Общая схема их устройства показана на рис. Теплота сгорания топлива используется в несколько этапов, за счет чего масло само себя разлагает пиролизом в газификаторе (зона смешивания + зона пиролиза) до легких полностью сгорающих компонент. Воздух подтекает со стороны через отверстия в колонне без наддува по мере потребности. Непременная принадлежность такой печи – двухсекционная камера догорания, или дожигатель, вверху на рис. Две стадии дожигания необходимы потому, что при сгорании пиролизных газов развивается высокая тепмпература, отчего образуются окислы азота. Их нужно задержать в зоне с температурой не ниже 400 градусов, тогда они распадутся и выделят дополнительную энергию.

Очень экономичны: на мощности 8-10 кВт расход топлива 1,5-2 л/ч. Разгораются практически мгновенно, дают мощнейший поток ИК, а если окружить печь экраном из оцинковки, то конвективная струя создаст теплую шапку в любом частном гараже. Если от собственно печи взять только топливный бак – испаритель, а газификатор с камерой сгорания выполнить изогнутым, то в качестве дожигателя можно использовать двухкамерную печку-буржуйку (в центре и справа на рис. внизу), о которой будет рассказано далее. Получится печка универсальная: дрова, уголь, отработка. Изменением подачи воздуха в топливный бак можно регулировать мощность печи в довольно широких пределах.

Конструкций печей на отработке любителями разработано немало, их делают на заказ мастера-индивидуалы, мелкие фирмы и даже некоторые крупные предприятия. Цена – от $40-50. Недостаток всего один, но очень серьезный: масляно-пиролизная печь пожаро- и взрывоопасна. Из отверстий зоны сгорания бьет открытое пламя, а температура большой части поверхности печи намного превышает температуру вспышки паров ЛВЖ. Если пролить возле печи бензин, то его пары будут затянуты в газификатор, вспыхнут, давление в нем скачком повысится, а из топливного бака выбросится кипящее горящее масло. На уже пролитую ЛВЖ.

Поэтому обращаться к пожарникам за разрешением на эксплуатацию печи на отработке бесполезно, она запрещена. Ставить в частных гаражах не запрещено, но пользоваться – на свой страх и риск.

На производстве

Производственные гаражи чаще всего обширные и высокие, электрифицированные, а стены их кирпичные или бетонные. Кроме того, в производственные издержки закладывается некоторый расход дизтоплива на отопление. В таких условиях для общего обогрева самым экономичным источником тепла, причем мгновенного действия, оказываются тепловые пушки на жидком топливе, см. рис. ниже. Работают они на солярке; есть и многотопливные модели. КПД теплопушек под 100% С пульта управления можно задавать программу прогрева согласно сезону и параметрам помещения.

Примечание 3: теплопушки электрические и химические каталитические мы не рассматриваем; они используются в случае отсутствия жидкого топлива и отопление ими очень дорого.

Слева – схема устройства теплопушки прямого нагрева. В ней отработанные газы выходят в общем потоке с теплым воздухом. Хотя топливо расходуется буквально по каплям, тепловые пушки прямого нагрева можно применять только на открытом воздухе для наружного обогрева необитаемых объектов, в т.ч. грунта.

В теплопушках косвенного нагрева (в центре и справа) конструкция газовоздушного теплообменника сложнее и обеспечивает полное разделение нагреваемого воздуха и отработанных газов; последние удаляются в дымоход. Естественной тяги для дымохода не нужно, напор в нем создает вентилятор наддува, поэтому на дымовую трубу пойдет любой металлогофр, просунутый наружу как угодно. Но давление в дымоходе теплопушки выше атмосферного (в дымоходе с естественной тягой – ниже), поэтому щели и трещины в нем недопустимы, отработанные газы через них сразу пойдут в помещение.

Можно ли теплопушку домой?

Немало автомобилистов, соблазнившись высоким КПД, производительностью тепла и мгновенной готовностью к действию, раскошеливаются на теплопушку для гаража, тем более что в продаже есть модели малой мощности. А потом на форумах пишут что-то вроде: «Купил теплопушку, только зря солярку жрет. Как она цех на работе греет? Буду делать печку».

Автор пришел к правильному выводу. Дело в том, что кинетическая энергия воздушной струи из теплопушки для частного гаража слишком велика. Не успеет она образовать теплый гриб, ударится в стену или потолок, растечется по ним и зря выстудится. Вот и выходит – 800 кубов греет отлично, а 80 не может .

Сделать теплопушку на жидком топливе послабее нельзя. Сопло форсунки придется выполнить таким узеньким, что стабильного горения не получится даже на идеально профильтрованном и обезвоженном топливе из-за его собственной вязкости, капиллярных явлений и отложения микрочастиц битума. В общем, для обогрева малого частного гаража теплопушка не вариант.

И там, и там

Для местного обогрева ограниченных рабочих зон в производственных помещениях и малых частных гаражей более подойдет дизельная инфракрасная печь, см. рис. В ее основе – капельная испарительная горелка, работающая на любом тяжелом жидком топливе, от керосина и солярки до нефтешлама и пищевых растительных масел. Полное сгорание и КПД практически в 100% обеспечивается за счет наддува от микровентилятора в дожигатель, он же ИК-излучатель. Его чаще всего окружают рефлектором, но для длительного обогрева своего гаража лучше подойдет печь кругового излучения. При условии, что гараж утеплен под ИК-прогрев, как описано выше.

В производственных помещениях с потолками от 3,5 м высотой и принудительной приточно-вытяжной вентиляцией, обеспечивающей не менее 2-х обменов воздуха в час, дизельные ИК-печи допустимо эксплуатировать без дымохода. Норма, как правило, не более одной на 200 кв. м общей площади. Точнее оговаривается в спецификации на печь и в техпаспорте помещения. Для частного гаража печку придется снабдить простейшим дымоходом, таким же, как для теплопушки.

Вдруг устроить дымоход нет возможности, то предпочтительнее оказывается газовая каталитическая ИК-печь (см. рис. справа); такие можно использовать без специальных мер газоотведения даже в жилых помещениях. КПД тоже почти 100% Однако и у дизельной, и у газовой излучательных печек, кроме необходимости подготовки помещения под ИК-обогрев, есть еще один существенный недостаток: температура излучающей поверхности превышает температуру вспышки паров автомобильного горючего.

Если машина в гараже с дизельным двигателем, то опасность невелика: для вспышки паров солярки необходима их плотность, которой можно добиться только повышением давления до нескольких ати. А вот пары бензина могут создать необходимую для вспышки плотность уже при атмосферном давлении. Так что обогревать гараж с бензиновым автомобилем дизельной или газовой печкой нежелательно . Для газовой, кроме того, требуется отдельный баллон, который денег стоит. Протянуть из кухни в гараж трубопровод или шланг по морозу нереально, в нем осядет газоконденсат и перекроет просвет трубки.

Беремся за самоделки

Что ж, приходится сделать вывод, что для обогрева собственного гаража больше подходит на твердом топливе с дымоходом на естественной тяге . Мгновенно она не разогреется, но можно добиться полной изоляции внутреннего пространства гаража от пламени. Естественная тяга в дымоходе означает, что от устья топки до верхнего обреза дымовой трубы давление будет меньше атмосферного и обратный выброс пламени в штатном режиме горения исключен, что важно по пожарной безопасности.

А с точки зрения экономичности важно, что удельное энерговыделение дров, угля или брикетов как раз соответствует необходимому для придания конвективной струе кинетической энергии, требуемой для создания теплой шапки. Формальный проигрыш в КПД (60-85% у твердотопливных печей) на самом деле оборачивается экономией денег на обогрев за счет уменьшения теплопотерь.

И еще один существенный момент: большинство конструкций печей на твердом топливе позволяют устроить на них варочную поверхность. Речь идет не только и не столько о чайнике или кастрюле для собственного потребления. Разве не приходилось вам работать с защитными мастиками, ремонтными компаундами? На упаковке допустимый температурный диапазон начинается не от нуля или минуса. А если подогреть до 35-40 градусов, то и ляжет лучше и держаться будет прочнее. Можно перечислить еще много авторабот, требующих небольшого, но достаточно равномерного подогрева детали или ее покрытия. ИК так не нагреешь, излучение со всех сторон деталь или емкость не охватит.

Об экранировании печей

Для того, чтобы конвективный поток воздуха сразу расплылся в гриб и образовал шапку, он должен быть слабым, но быстрым, т.е. достаточно сконцентрированным. Как этого добиться? Точнее, как помочь маломощной печке не дать нагретому воздуху сразу расползтись в стороны?

Технический прием для этого известен давно, это экранирование печи листовым металлом. Его сущность видна из рис. справа: в промежутке между экраном о печью оказывается запертым не менее половины (реально – до 3/4) ее ИК-излучения, которое, во-первых, обеспечивает температурный режим самой печи, необходимый для эффективного сгорания топлива и повышения КПД. А во-вторых, что уже важнее для обогрева, сильно греет воздух, создавая очаг конвекции маломощный, но хорошо сосредоточенный. Как раз то, что нужно для расплывания в гриб немного выше.

Основа

Хорошие гаражные печи ведут свою родословную от . Не удивительно, ведь большая буржуйская квартира в годы послереволюционной разрухи по требуемым для ее обогрева условиям тот же гараж. Первые буржуйки были простыми однокамерными, поз. А на рис. ниже. Им для эффективности необходим дымоход с длинным горизонтальным коленом – боровом. В гараже боров неудобен, да и раскаляется при топке докрасна. Но уже на буржуйках начала прошлого века была отработана топка печей способом медленного горения.

При медленном горении топливо горит сверху. Непосредственно под горящим слоем развивается его термическое разложение на летучие горючие вещества – пиролиз. Пиролизные газы, попадая сразу в пламя, сгорают и выделяют дополнительное тепло, повышая КПД печи.

Поскольку для дожигания улетающих в дымоход газов необходимо некоторое протяженное пространство, современные буржуйки и их потомков делают двухкамерными с дожигателем, поз. Б на рис. Вторичный воздух для дожигания может браться от общего потока в топку, через отдельный дроссель или через щели между вкладышами конфорки. Регулируя подачу воздуха, можно менять мощность печи. Специально под длительное горение были разработаны и особые виды печей, см. в конце.

О конструкции самодельной гаражной буржуйки мы поговорим далее, а из готовых покупных малый гараж лучше греть ее мини-потомками: яхтенно-катерными камельками-камбузами (слева на рис.) или туристскими походными печками длительного горения, справа там же. Камелек обойдется несколько дороже (где-то на $2-5), но создаст лучшую конвекцию и более продуман с точки зрения пожарной безопасности. Вообще, по требованиям к отопительно-варочной печи каюта крейсерской парусной яхты ближе к гаражу, чем палатка.

Камелек годится для кратковременного обогрева: он разогревается до номинальной мощности за 3-4 мин, но его нужно подтапливать. Прогрев гаража походной печкой начинает чувствоваться через 5-10 мин, смотря по погоде, но после растопки она отдает тепло без присмотра 3-6 час.

Прямым потомком буржуйки с дожиганием является также известная или просто буллер. Применительно к гаражу ее следовало бы назвать печью-конвектором. Схема буллера показана слева на рис. Фактически конструкторы выполнили конвекционный экран в виде 2-х батарей труб-воздуховодов и свели его в одно с корпусом печи. КПД буллера до 75%, выпускаются печи булерьян на мощность от 2 до 200 кВт. Цена маломощных от $30. В РФ буллеры производятся серийно под марками «Бренеран» (вторая слева поз.), «Аляска», «Сибирь» и др.

Для гаража более подойдет т. наз. палаточный полубуллер, третья слева поз. Направленные прямо вверх сопла батарей облегчают расплывание воздушной струи в гриб, и варочная поверхность тоже не будет лишней. На принципе буллера выпускаются и печи-калориферы других типов (справа на рис.): «Профессор Бутаков», «Огонь-батарея» и др. Благодаря использованию современных материалов и компьютерных технологий для проектирования их КПД превышает 85%, но они в несколько раз дороже простого буллера той же мощности.

Как обмануть буллер?

Печь булерьян можно назвать идеальной для отопления гаража: теплоотдача начинается через 3-5 мин после растопки, можно топить в пламенном режиме на короткое время, а в режиме длительного горения одной загрузки топлива хватает на 6-8 час. Без существенного ухудшения КПД буллер можно топить, в отличие от специальных печей длительного горения, довольно-таки сыроватыми дровами.

Однако у буллера есть существенный недостаток: это печь исключительно дровяная. Ее разработали для нужд канадских лесорубов, и вопрос о каком-то другом топливе просто не стоял. Все попытки приспособить булерьян под уголь, торф и пр. пока не дали успешного результата.

Если речь идет о временной протопке для работы в гараже, то буллер можно обмануть, устроив в нем теплоаккумулятор из кирпича. Точнее, из боя шамотного кирпича средней крупности, от спичечного коробка до сигаретной пачки. Обычный кирпич не подойдет, его теплопроводность и теплоемкость слишком малы.

Бой шамота закладывают в топку неплотно, чтобы в кирпичной массе было достаточно воздушных ходов. Затем теплонакопитель разогревают паяльной лампой, газовой или бензоводушной горелкой. Когда шамот раскалится до красно-оранжевого, это около 5 мин, за которые помещение уже прогреется, горелку убирают, дверцу топки, воздушный дроссель регулировки мощности и шибер дымохода полностью закрывают. Теплоотдача в помещение продолжится еще 1-4 час, смотря по мощности печи, типу гаража и погоде. Присмотра, разумеется, не нужно.

Что лучше?

А какая же все-таки лучшая печь для гаража? Булерьян? Если печь покупная, то да. Цена буллера невысока, греет отлично, топлива требует мало, как для гаража и придуман. Но если делать гаражную печь самому, то появляются немалые сложности, см. след. разд. В таком случае лучше будет остановиться на приспособленной к гаражу буржуйке, см. там же. Сделать ее элементарно просто, лишь бы сварка была. Кратковременно на дровах или угле греет не хуже буллера, а для длительного обогрева буржуйку можно запустить на отработке. Чего буллер, кстати говоря, не позволяет: из-за очень интенсивного отбора тепла в конвектор как дожигатель он почти не дожигает, только нагаром изнутри обрастает. Вот упрямая печка, никак кроме дров ничего не ест.

Примеры конструкций

Как пример к вышеизложенному здесь на рис. – чертежи печи булерьян на тепловую мощность до 6-13 кВт. Общее количество труб в батареях можно уменьшить до 6-7, тогда соответственно сократится и длина печи. Также вполне можно обойтись без смотровой вставки из жаростойкого стекла в дверце, печь разжигается абсолютно надежно.

Но вот точеные детали, гнутье труб по шаблону и фасонные заготовки из 4-мм стали нужны обязательно. Т.е., самому за изготовление буллера следует браться только достаточно опытному мастеру, имеющему возможность пользоваться хоть самым малым станочным парком.

Примечание: подробнее об изготовлении буллера для гаража, порядке топки и пользования печи можно посмотреть в видеороликах ниже.

Видео: пример изготовления булерьяна для гаража

Видео: эксплуатация печи булерьян в гараже



А вот тут на рис. – простая буржуйка для гаража. Эффективность печи повышена за счет дожигателя с двойным перевалом. Сделать ее можно в том же гараже. Размеры в плане вдвое меньше, чем у буллера, но тепловая мощность и конвекция в пламенном режиме на воздушно-сухих дровах или угле почти такае же. В режиме длительного (точнее, приближенного к длительному) горения мощность примерно вдвое меньше и в течение 3-4 час падает до нуля. Регулируется она в небольших пределах приоткрыванием дверцы поддувала.

Деталь 1 (корпус и перегородки дожигателя) выполняются из стали 2,5-4 мм. Колосниковая решетка 2 – из стали толщиной 4-8 мм. Экран 3 – из жести или тонкой оцинковки. Варианты исполнения проставок под экран 4 показаны на врезке.

О печах длительного горения

Постоянно обогреваемый гараж с печным отоплением дело, вообще говоря, рискованное . Но в некоторых местностях у владельцев автомобилей просто иного выхода нет. В таком случае выручит . Кроме того, что самодельные, из подручных материалов, «длинные» печки обеспечивают равномерную теплоотдачу в течение 12-24 час, они работают и на опилках, стружке, щепе, мелковеточном хворосте, соломе, сухих листьях, картонажно-бумажных отходах. Общие недостатки печей длительного горения следующие:

  • Топливо требуется только комнатно-сухое, т.е. в гараже нужно будет отвести место под дровник, что еще и увеличивает пожарную опасность.
  • В дымоходе оседает обильный конденсат (молекулы воды образуются при пиролизе древесины или летучих компонент угля), поэтому требуется колено дымохода с его сборником и вентилем для слива, что еще отнимает место под печь.
  • Погасить разожженную печь невозможно, топливо должно полностью прогореть само.
  • Эксплуатация самодельных печей длительного горения не разрешена пожарными правилами, что автоматически аннулирует страховку гаража и автомобиля.
  • Если машина взята в аренду или лизинг (аренду с выкупом), то арендодатель получает право в любой момент отобрать ее, не возвращая ни копейки из уже полученных платежей.

Печи длительного горения выполняются в основном по 2 схемам: с закрытой и открытой зонами горения. КПД и тех и других в любительском исполнении достигает 70% Печи с закрытой зоной горения развивают большую удельную тепловую мощность, но несколько сложнее по конструкции.

Пример первых – всем известная , см. рис. ниже. Она весьма популярна, т.к. ее можно сделать из бочки, и т.п. Бубафоня без экрана дает конвективный поток, как раз достаточный для создания теплой шапки. Однако у бубафони как печи для гаража есть серьезный недостаток: при задувании в дымоход возможно обратное горение, при котором из воздуховода бьет пламя, что в гараже никак ни к чему.

Из печей с открытой зоной горения достаточно популярна «Слобожанка», см. рис. ниже. Она предельно проста по конструкции и, если во время топки не снимать крышку, совершенно безопасна. «Слобожанку» малыми сериями выпускают некоторые мелкие частные предприятия. Но сделать ее из баллона или трубы не выйдет: диаметр печи должен быть в пределах 500-700 мм. При равных с бубафоней размерах мощность «Слобожанки» примерно вдвое ниже. Для создания теплой шапки необходим экран.

В заключение – а вдруг?

Вдруг – это возгорание в гараже. Печка там все-таки. На такой случай не лишним будет 1 или, для гарантии, пара меньших автоматических энергонезависимых углекислотных огнетушителей, их вешают на стену рядом с печкой. Нужно только выбрать по спецификации, чтобы объем выпускаемого газа был в 1,5-2 раза больше объема гаража. Как правило, огнетушителя с зарядом в 5 кг хватает.

Если просто открыть вентиль прибора, то ничего не произойдет: сжиженный углекислый газ в баллоне заперт выпуклой предварительно напряженной биметаллической мембраной. Если же баллон или непосредственно головка огнетушителя нагреется свыше 70 градусов, мембрана вывернется, наколется на острие, разорвется и газ пойдет наружу. С такой страховкой можно спать более-менее спокойно даже при обогреве гаража печью длительного горения.

При хранении автомобиля в отапливаемом гараже не надо долго прогревать двигатель, что быстро сажает аккумулятор, а при высокой влажности в помещении заливает свечи накаливания. Поэтому отопители для гаража необходимы.

Как выбрать вариант обогрева в зависимости от конструкции и материала стен гаража, и какой обогреватель самый экономичный?

Качественное утепление и герметизация значительно снижает затраты на обогрев гаража. Если металлический гараж без теплоизоляции отапливать просто не имеет смысла, то в кирпичных постройках поддерживать плюсовую температуру вполне реально.

Качественная автоматика позволит снизить расходы на отопление и включать обогрев только для поддержания указанного температурного режима.

Важно. Основные потери тепла в любом гараже происходят через металлические ворота и кровлю, поэтому утеплению этих участков надо уделить особое внимание.

Для работ в неутепленном гараже из металла подойдет только УФ обогреватель направленного действия, который не рассчитан на прогревание всего помещения, а поддерживает тепло только в определенной зоне гаража.

Экономичные варианты отопления для гаража

Не будем рассматривать стационарное от газа, такая возможность есть далеко не у всех. Какой обогрев гаража наиболее актуален:

  • нагревательные электрические приборы;
  • дровяные печи;
  • котлы на мазуте и отработанном масле;
  • котлы на угле;
  • котлы длительного горения.

Как выбрать вариант отопления для гаража – все зависит от возможностей приобретения самого недорогого вида топлива. Естественно, что в регионах, где нет проблем с дровами – оптимальное решение дровяная печка, а в степных регионах – котел длительного горения или отопление на ДТ.

Рассмотрим каждый вариант подробней, с учетом всех достоинств и недостатков, которые имеют все отопители для гаража и возможность сделать обогрев своими руками из простых деталей.

Вариант первый — печка из кирпича

Простую кирпичную построить несложно. Понадобиться огнеупорный кирпич и глина, песок, немного цементного раствора, арматура для монтажа основания и гидроизоляционная мастика.

Нужна будет также труба дымохода и дверца, лист металла для основания печи.

Порядок кладки простой печки без колосника:

  • замачиваем кирпичи и готовим кладочный раствор из глины (глина размокает минимум 24 часа), жирность глину нужна высокая;
  • укладываем на цемент стальной лист основания и на нем возводим печку обычной перевязочной кладкой;
  • по мере поднятия кладки устанавливаем дверцы топки, роль колосниковой решетки будут исполнять прутья арматуры;
  • устанавливая трубу дымохода для хорошей тяги надо учитывать ее высоту над кровлей – минимум полтора метра.

Подробная инструкция кладки простой дровяной печки описана в видео.

Достоинства кирпичной печи в гараже:

  • простой и надежный метод отопления проверенный временем;
  • можно сжигать ветошь и мусор, возможен любой вариант топлива – дрова, уголь, пеллеты;
  • остывает печка долго, но и нагревается тоже не быстро.

Недостатки кирпичной печи на дровах:

  • надо ежедневно заниматься растопкой и поддерживать горение – не у всех на это есть время и желание ежедневно заниматься растопкой;
  • установка высокой трубы дымохода возможна не во всех гаражах;
  • если подсчитать общую стоимость материалов на постройку хорошей кирпичной печи, то сумма будет равна той, которую можно потратить на приобретение надежного металлического котла.

Кирпичная печь хороший вариант для стационарных кирпичных гаражей, где она выполняет и функции обогрева дома и других помещений.

Вариант второй — самодельная буржуйка

– самое , можно сварить печку из самых простых материалов. Форма может быть самой разной, а основные детали конструкции – это топочная камера, колосники, дымоходная труба и зольник.

По цене небольшая буржуйка обойдется в 5 тысяч, а изготовленная своими руками – тысячи две максимум. Порядок работ по изготовлению печи буржуйки для гаража:

  • понадобиться толстая металлическая труба (диаметр от 1 метра) или металлические листы и профили или уголки, для квадратной печки;
  • посередине располагаем колосниковую решетку;
  • привариваем крышку и дно;
  • надо сделать прорези для дверцы и поддувала. В топочной дверце (снизу) делаем несколько отверстий для увеличения тяги;
  • нужно делать изогнутым или спиральным;
  • выход патрубка располагаем над дверцей топки, чтобы максимально увеличить отдачу тепла.

Меры пожарной безопасности с применением буржуйки в гараже надо соблюдать обязательно:

  • стенки печи надо защитить кирпичной кладкой или металлическим кожухом;
  • можно обмазать печь смесью глины и бетона. Смотрится не эстетично, но безопасно и повышает теплоотдачу.

Буржуйка может работать на дровах, угле, брикетах, проста и экономична в использовании. Но минусов у этого обогревателя для гаража много:

  • высокая опасность пожара – надо обязательно защищать стенки кожухом;
  • печку надо устанавливать минимум на метр от всех воспламеняемых конструкций, что проблематично для небольших гаражей;
  • опять возникает проблема ежедневной загрузки топлива – остывает буржуйка быстро;
  • на буржуйку автоматику поставить невозможно.

Такой отопитель в гараж из металла не поставишь, а в капитальном кирпичном гараже лучше применять другие варианты обогрева.

Вариант третий — печка на отработанном масле

Если есть доступ к недорогому отработанному топливу, то оптимальный вариант печь на отработанном масле. Сварить ее можно из металлических труб. Процесс подробно описан в видео инструкции.

Вариант экономичный и греет хорошо, но недостатков много. Основной минус – самовозгорание такого отопительного агрегата — явление нередкое. Поэтому без опыта своими руками приступать к изготовлению такого отопителя для гаража просто опасно.

Поэтому, если в гараже повышенная влажность и есть вероятность намокания такого отопителя, то выбирайте другое отопление гаража.

Вариант четвертый – газовый баллон

Если в гараже хорошая вентиляция, то обогревать помещение таким отопительным прибором экономично и удобно. Баллона хватает примерно на месяц. Большой минус – опасность взрыва при утечке газа.

Рисковать или нет – решать владельцу гаража. Но газ дорожает ежемесячно, поэтому экономия, по сравнению с надежным котлом, незначительная.

Вариант пятый - дровяная печь длительного горения

Это модифицированный вариант стандартной печи. На такой котел для гаража на дровах можно установить автоматику и получить максимальный коэффициент полезного действия от сгорания любого вида твердого топлива.

К котлу длительного горения можно подключить и водяное отопление, так как есть возможность автоматически регулировать подогрев теплоносителя на пеллетах.

Каким образом достигается максимальный КПД котла длительного горения?

Дрова и уголь в топке не горят, а еле тлеют, выделяя максимум тепла более длительное время, так как доступ кислорода в камеру ограничен.

Дополнительный плюс этого отопительного агрегата – газ, выделяемый при сжигании топлива, сгорает во второй камере, увеличивая теплоотдачу котла на двадцать процентов. В результате время, за которое сгорает одна закладка топлива – 10 часов. В то время как обычная буржуйка «съедает» порцию в течение часа – двух.

Конструкция самодельного котла длительного горения

Важное правило – корпус должен быть в виде цилиндра, поэтому такие гаражные отопители делают из старых газовых баллонов, огнетушителей, бочек металлических с толстыми стенками или толстых труб.

  • дымоход приваривается по центру верхней крышки, труба диаметром 10 – 25 см вполне подойдет. Важно учитывать размер самой топочной камеры при выборе диаметра трубы дымохода. Чем больше диаметр топки, тем шире труба дымохода;
  • поршневый подаватель топлива – это круг, к которому снизу приварены ребра, создающие воздушную прослойку между дровами и поршнем. Сверху круга закрепляется труба подачи воздуха;
  • задвижка – регулирует подачу воздуха в камеру сгорания;
  • крышка отопителя, через которую проходит труба подачи воздуха, вместе с поршневым подающим кругом, образуют вторую камеру сгорания для газа, выделяемого при горении топлива.

Почему сделать стоит сделать такую печку именно для обогрева гаража?

Достоинства и недостатки печи длительного горения

В чем плюсы такого обогревателя для гаража:

  • простую конструкцию можно легко сделать самому из простых и недорогих материалов;
  • печь может работать на всех видах твердого топлива. Есть возможность топить пеллетами, что чище и приятней;
  • одна загрузка печи обеспечивает плюсовую температуру в утепленном гараже сутки, а это немало.

Есть у этой печи и недостатки, как без них:

  • самодельная печь не обеспечит 99 процентов КПД, чем могут похвастаться заводские котлы;
  • вынимать золу неудобно, если не устроить зольник снизу;
  • внешне смотрится непрезентабельно, если нужна эстетика оформления, то лучше покупать печку заводского производства, цена от 10 тысяч рублей.

Самому сделать печку длительного горения совсем нетрудно, нужен сварочный аппарат и немного времени.

Очень важно. При установке любого отопления на дровах или угле, нужно обеспечить качественную естественную или принудительную вентиляцию в гараже.

Как сделать печь длительного горения – подробная инструкция

Нужно сразу учесть, что под печь нужен фундамент и дымоход, высота трубы – минимум полтора метра от крыши гаража. Требования к фундаменту – цементная стяжка 1.5 х 1.5 метра, толщиной 20 сантиметров.

Определяемся в размерах комплектующих

Оптимальный диаметр котла от 30 – 80 см, 30 см – это баллон от огнетушителя, 80 см – стандартный газовый баллон. Отношение высоты котла к диаметру – три (пять) к одному. Диаметр меньше 30 см не обеспечит прогрева пяти квадратов площади, а диаметр больше 80 см ведет к неравномерному сгоранию топлива.

Толщина стенки котла — не меньше четырех миллиметров. Тонкие стенки быстро нагреваются, и топливо прогорает быстрее, чем нужно.

Между стенками и блином поршня должен быть зазор, оптимальная ширина зазора – 5 процентов от диаметра поршневого круга. Диаметр круга высчитывается так – от диаметра котла отнимаем две высоты всего котла. На практике 3.5 – 4, 5 мм – оптимальный зазор.

Высота ребер, которые привариваются к нижней стороне поршневого круга – диаметр котла умноженный на 0,1.

Толщина поршневого круга важна для равномерного давления на топливо, что обеспечивает длительное тление:

  • диаметр круга 30 см – толщина от 6 до 10 мм;
  • диаметр 40 см – толщина 6 – 8 мм;
  • диаметр 60 см – толщина 4 – 6 мм;
  • диаметр 80 см – толщина круга – 2.5 – 4 мм.

Диаметр воздуховода привязан к диаметру трубы дымохода — равен половине значения квадратного корня из отношения 4S/π (где S – площадь трубы дымохода).

Оптимальный диаметр трубы воздухозаборника 8,5-10 см, при длине на 15 см больше высоты самого котла. Диаметр дымохода – 15 см.

Процесс изготовления проще посмотреть на видео

Важно учесть некоторые нюансы установки и эксплуатации печки:

  • дымоход составляем из двух колен, которые соединяем под прямым углом – это обеспечит постоянно хорошую тягу, не зависящую от погоды;
  • обязательно снаружи установить на дымоход отражатель, который защищает топку от дождя и снега;
  • на цементную стяжку фундамента дополнительно нужно уложить ряд красного огнестойкого кирпича, который тоже отлично держит тепло;
  • закладка бревен в печь – только горизонтально. Вертикальные бревна могут застопорить движение поршня;
  • если сделать для корпуса печи кожух из профильного металлического листа, то весь котел будет прогреваться более равномерно и КПД печи увеличиться за счет конвекции теплого воздуха между кожухом и стенками печки.

Такая конструкция печи длительного горения имеет множество альтернативных вариантов, как, например, в этой видео инструкции