Крепление с помощью винтов. Типы винтов и их маркировка. Материалы и отделка

По форме головки болты и винты бывают с шестигранной головкой (рис. 15, а), квадратной (рис. 15, б), цилиндрической (рис. 15, в), полукруглой (рис. 15, г), по­тайной (рис. 15, д) с углублением под шестигранный ключ (рис. 15, е) или специальную отвертку (рис. 15, ж). Имеются и другие конструкции головок.

Болты, как правило, имеют головку, захватываемую снаружи инстру­ментом - гаечным ключом, рис. 15, а, б, винты - специальным торцо­вым ключом (рис. 15, в-ж) и с головками, препятствующими провороту винта.

Головки винтов с наружным захватом. Обеспечивают наиболь­шую силу затяжки, но при этом требуется больше места для захва­та ключом. Широкое распространение получила шестигранная головка (рис. 15, а,б ), для которой требуется поворот гаечного клю­ча на 1/6 оборота до перехвата за следующие грани (при условии, что ключ не переворачивается). Для уменьшенной шестигранной головки нужно меньше места для раз­мещения. Это позволяет снизить массу конструкции. В условиях частого завинчивания и отвинчивают и при наличии свободного пространства для поворота ключа применяют квадратные головки, которые при тех же габаритах имеют более широкие грани.

Головки с торцовым захватом. Можно размещать в углублениях, что улучшает внешний вид, уменьшает габариты и создает удобства обслуживания машины. В зависимости от формы применяе­мого инструмента такие головки выполняют: о внутренним шести­гранником (см. рис. 15,е ). шлицем под обычную отвертку (см. рис.15,в ) или с крестовым шлицем под специальную отвертку (см. рис.15, ж ). Винты с внутренним шестигранником обслуживаются простым ключом в виде изогнутого под прямым углом прутка шестигранного профиля. Широкое применение винтов с внутренним шестигранником объясняется тем, что проч­ность граней шестигранного отверстия меньше прочности стержня винта, и его невозможно оборвать при затяжке, а процесс затяж­ки легко поддается автоматизации. Головки винтов для завинчи­вания отверткой (см. рис. 15,е ) могут быть цилиндрическими, полукруглыми, потайными или полупотайными. Головки с крестовым шлицем (см. рис.15,ж ) более совершенны, так как такой шлиц луч­ше сопротивляется обмятию.

Головки, препятствующие провороту. Подразделяют на голов­ки специальной формы, закладываемые в гнезда, или головки с двумя параллельными рабочими гранями, закладываемые в пазы, и круглые головки с усиком, вызывающие обмятие детали.

Рис. 15. Виды болтов и винтов

Концы болтов и винтов выполняют плоскими (рис. 16, а), с кониче­ской фаской (рис. 16, б) или сферическими (рис. 16, в).

Рис. 16. Конструктивные эле­менты болтов, винтов и шпилек

В зависимости от формы стержня болты и винты бывают с нормальным стержнем (рис. 17,а); с подголовком (рис.17,б); с точно обработанным утолщенным стержнем для постановки без зазора в отверстие из-под развертки (рис.17, в); со стержнем уменьшенного диаметра ненарезанной части для повышения упругой податливости и выносливости при динамических нагрузках (рис.17, г).

Рис. 17. Формы стержня болтов и винтов

В зависимости от точности изготовления болты и винты выполняют нормальной и повышенной точности.

В зависимости от назначения болты и винты бывают общего назначения, установочные и специальные .

Винты, показанные на рис. 18, называются установочными. Их приме­няют для фиксации положения деталей и предотвращения их сдвига, например, при соединении двух валов с помощью втулки и шпонок, осевая фиксация втулки относительно вала осуществляется с помощью установочных винтов. Винты с плоским торцом (рис. 18, а) можно применять при малой толщине дета­лей; с коническим (рис. 18, б ) и ступенчатыми (рис. 18, в, г) - для деталей, имеющих предварительное засверливание. Установочные винты изготавливаются небольшой длины с резьбой по всей длине. Винты с засверленным концом (рис. 18, д) используют совместно с шариком).

Рис. 18. Установочные винты

К специальным болтам относятся фундаментные (рис.19, а), болты конусные для отверстий из – под развертки (рис. 19, б), грузовые винты (рым-болты, рис. 19, в) и многие другие.

Рис.19. Примеры специальных болтов

Резьбовой крепеж – один из основных, применяющихся в промышленности способов фиксации деталей. По сравнению с неразъёмным крепежом его отличает меньшая трудоемкость, ремонтопригодность, наличие возможности демонтажа и многие другие преимущества.

Наиболее распространенными представителями этого класса являются винты и болты. Технически они мало отличаются дуг от друга, основная разница заключается в способе употребления: винт закручивается в отверстие детали, на стенках которого имеется резьба, а болт дополняется гайкой, которая накручивается на его конец.

Типы винтов

Существует несколько типов винтов отличающихся по своим конструктивным особенностям, каждый из них имеет свою специфику применения. Отличительными признаками может служить форма головки, она может быть следующих видов:

  • Цилиндрическая. Она может быть предназначена для работы с плоской отверткой и иметь шлицу на верхней плоскости, или же использоваться совместно с инбусом или шестигранником.

  • Потайная. Одним из представителей этого семейства является винт ГОСТ 17474 80 – src=”https://www.volat-spb.ru/krepezh/vinty/gost_17474_80/ , она также может быть рассчитана на работу с разным инструментом и иметь различную поверхность.


  • Полукруглая или полуцилиндрическая. Оба этих типа обычно предназначены для работы с крестообразной отверткой и имеют на поверхности шлицу соответствующей формы.


Применение разных типов винтов

Что же касается применения винтов, то оно еще более разнообразно, чем их классификация. Чтобы выбрать подходящий для конкретного соединения тип винта, необходимо знать особенности каждой разновидности и учитывать их при подборе. Имеют значение предназначение данного вида крепежа, величина нагрузки, климатические особенности, влияющие на применение и многое другое.

Винты с цилиндрической головкой применяют при нагрузках средней величины, без динамических и вибрационных воздействий. В особенности это касается тех разновидностей, которые имеют простую шлицу под плоскую отвертку, так как этот инструмент неспособен «намертво» затянуть крепеж. К ним относятся винт ГОСТ 1491-80, ГОСТ 11738-84 и прочие. Сфера применения может быть практически любой – машиностроение, приборостроение, строительство, широко они используются и в быту.

Винты с потайной головкой применяются там, где нежелательно, чтоб эта часть крепежа выступала над поверхностью по соображениям безопасности или эстетики. Отверстие для них должно иметь фаску, куда помещается головка. К такому крепежу относится винт ГОСТ 17474 80, Р 50403-92, 17475-80 и другие. Завинчиваться они могут как плоской отвёрткой, так и крестообразной, варьируется их длина и диаметра. Применяются они в разных отраслях, так, например, винт по ГОСТу 17474 80 используется при производстве мебели, а также для фиксации элементов в некоторых приборах. Отдельной разновидностью считаются конфирматы, использующиеся только для изготовления мебели.

Винты с полукруглыми и полуцилиндрическими головками часто используются для крепления листового металла: конфигурация головки помогает им ослабить напряжение и снизить давление на поверхность. Выглядят при этом они достаточно эстетично. К ним относятся следующие разновидности: винт ГОСТ 17473, ГОСТ 11644 и другие.

Это основные параметры, по которым можно определить, какое крепежное изделие Вы используете.

В таблице представленной ниже дано короткое описание крепежных изделий, она составлена на основе ГОСТ27017-86. Ниже стандартизованного термина полужирным шрифтом выделена их краткая форма. Курсивом и примечанием Ндп. выделены недопустимые синонимы.

Термин

Определение

ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ

1. Крепежное изделие

Деталь для образования соединения

В форме стержня с наружной резьбой на одном конце, с головкой на другом, образующее соединение при помощи гайки или резьбового отверстия в одном из соединяемых изделий

Крепежное изделие для образования соединения или фиксации, выполненное в форме стержня с наружной резьбой на одном конце и конструктивным элементом для передачи крутящего момента может представлять головку со шлицем, головку с накаткой или, при отсутствии головки, шлиц в торце стержня

Крепежное изделие в форме стержня с наружной специальной резьбой, резьбовым коническим концом и головкой на другом конце, образующее резьбу в отверстии соединяемого деревянного или пластмассового изделия. Примечание. Специальная резьба имеет треугольный заостренный профиль и большую ширину впадины по сравнению с шириной зуба

Крепежное изделие в форме цилиндрического стержня с наружной резьбой на обоих концах или на всей длине стержня

Крепежное изделие в форме цилиндрического или конического стержня для фиксации изделий при сборке

Крепежное изделие с резьбовым отверстием конструктивным элементом для передачи крутящего момента. Элементом может быть многогранник, накатка на боковой поверхности, торцевые и радиальные отверстия, шлицы и т.д.

Крепежное изделие с отверстием, подкладываемое под гайку или головку болта или винта для увеличения опорной поверхности и (или) предотвращения их самоотвинчивания

Крепежное изделие в форме проволочного стержня полукруглого сечения, сложенного вдвое с образованием головки

Крепежное изделие в форме гладкого цилиндрического стержня с головкой на одном конце, служащее для получения неразъемного соединения за счет образования головки на другом конце стержня пластической деформацией

ВИДЫ КРЕПЕЖНЫХ ИЗДЕЛИЙ

11. Ступенчатый болт

Болт, диаметр гладкой части стержня которого превышает номинальный диаметр резьбы

12. Откидной болт

Болт, головка которого выполнена в виде подвижной части шарнирного соединения

13. Призонный болт

Ндп. Болт для отверстий из-под развертки

Болт, диаметр гладкой части стержня которого определяют из условия обеспечения работы соединения на срез

14. Фундаментный болт

Болт, со специальной формой головки, служащий для крепления оборудования к фундаменту. Специальная форма головки может представлять раздвинутые лапки прорезной части стержня, отогнутую часть стержня и т.д.

15. Невыпадающий винт

Винт, диаметр гладкой части стержня которого меньше внутреннего диаметра резьбы

16. Самонарезающий винт

Винт, образующий специальную резьбу в отверстии одного из соединяемых пластмассовых или металлических изделий

17.Самосверлящий самонарезающий винт

Самонарезающий винт с концом формы сверла

18. Установочный винт

Винт с концом специальной формы, служащий для фиксации изделий относительно друг друга. Специальная форма конца может быть цилиндрической, конической, плоской и т.д.

19. Пружинный штифт

Цилиндрический штифт трубчатого сечения с продольным пазом по его длине, свернутой из пружинной стали

20. Прорезная гайка

Шестигранная гайка с радиально расположенными прорезями под шплинт со стороны одной из торцевых поверхностей

21. Корончатая гайка

Шестигранная гайка, часть которой выполнена в виде цилиндра с радиально расположенными прорезями под шплинт

22. Колпачковая гайка

Гайка, со сферической и плоской торцевой поверхностями и глухим резьбовым отверстием

23. Гайка-барашек

Гайка с плоскими выступающими элементами для передачи крутящего момента

24. Плоская шайба

Шайба с плоской опорной поверхностью

25. Пружинная шайба Ндп. Шайба Гровера

Разрезная круглая шайба, концы которой расположены в разных плоскостях, служащая для предотвращения самоотвинчивания крепежных изделий при ее упругой деформации под нагрузкой

26. Стопорная шайба

Шайба, служащая для предотвращения самоотвинчивания крепежных изделий при помощи конструктивных элементов (лапки, носки, зубья и т.д.)

27. Пустотелая заклепка

Заклепка со стержнем трубчатого сечения

28. Полупустотелая заклепка

Заклепка, концевая часть стержня которой имеет трубчатое сечение

ЭЛЕМЕНТЫ КРЕПЕЖНЫХ ИЗДЕЛИЙ

29. Стержень крепежного изделия

Стержень

Часть крепежного изделия, непосредственно входящая в отверстия соединяемых изделий или ввертываемая в материал одного из них

30. Головка крепежного изделия

Головка

Часть крепежного изделия, имеющего стержень, служащая для передачи крутящего момента и (или) образования опорной поверхности

31. Подголовок болта

Подголовок

Гладкая часть стержня болта цилиндрической, овальной или квадратной формы, непосредственно примыкающая к головке и служащая для центрирования болта или предотвращения его проворачивания

32. Бурт крепежного изделия

Бурт

Ндп. Фланец

Выступ на опорной поверхности многогранной гайки, головки болта или винта, выполненный в форме цилиндра или усеченного конуса диаметром, бóльшим диаметра их описанной окружности

33. Опорный выступ крепежного изделия

Опорный выступ

Ндп. Опорная шайба «Мертвая шайба»

Кольцевой выступ на опорной поверхности многогранной гайки или головки болта, диаметр которого меньше размера под ключ.

34. Шлиц крепежного изделия

Шлиц

Углубление специальной формы в торце головки болта, винта или шурупа, в торце установочного винта без головки, вдоль образующей или в торце гайки. Форма шлица может быть шестигранной, крестообразной, в виде сквозной или несквозной прорези и т.д.

35. Шип болта

Шип

Выступ на опорной поверхности головки болта, служащий для предотвращения его проворачивания

36. Ус болта

Ус

Выступ на опорной поверхности головки и стержня болта, служащий для предотвращения его проворачивания

37. Буравчик

Резьбовой конической конец шурупа, служащий для нарезания резьбы в деревянном или пластмассовом изделии при образовании соединения


17 июля 2018
Удобный калькулятор расчета массы крепежа, расчет крепежа из штук в килограммы и из килограммов в штуки (обычные болты, фундаментные болты, саморезы, винты с внутренним шестигранником, шайбы, гайки, высокопрочный болт, шайба и гайка, а также фланцевые шпильки и гайки, метровые шпильки, штанги) будет полезным в Вашей работе
  • В июне 2018 нашей компании исполнилось 16 лет!
    18 июня 2018
    В рамках акции мы предоставляем скидку 16% на следующий крепеж: болты машиностроительные, гайки, фланцевые шпильки, шайбы плоские и шайбы пружинные по основному прайсу на метизы!

  • Судовые гребные винты изготавливают из антикоррозионных материалов, поскольку они работают в морской воде, являющейся катализатором коррозии. Материалами, используемыми для изготовления гребных винтов, являются алюминиевые сплавы и нержавеющая сталь. Другие используемые материалы - это сплавы никеля, бронзы и алюминия, которые на 10-15% легче других материалов и имеют более высокую прочность.

    Процесс изготовления гребных винтов включает крепление определенного числа лопастей на ступице с помощью сварки, или же винт изготавливается из единой поковки. Кованые лопасти более надежны и обладают большей прочностью, но являются более дорогостоящими, по сравнению со сварными лопастями. При вращении в водной среде, за счет разности давлений на кромках лопастей, гребной винт создает упор, движущий судно.

    Такой вид движителей, как гребные винты, постоянно развивается и усовершенствуется. Но сначала рассмотрим классификацию традиционных гребных винтов. Классификацию гребных винтов можно представить в следующем виде.

    Типы гребных винтов

    Гребные винты классифицируются по ряду факторов.

    А) Классификация по количеству лопастей:

    Количество лопастей гребного винта может варьироваться от трех до четырех и иногда даже до пяти. Однако наиболее частым случаем является наличие у винта трех или четырех лопастей.

    Теоретически, наивысшей эффективностью обладал бы винт с двумя лопастями. Но из соображений прочности и необходимости выдерживать высокие нагрузки на судах не используются двухлопастные гребные винты.

    Трехлопастной гребной винт

    Стоимость изготовления ниже, чем у других типов гребных винтов

    Обычно изготавливаются из алюминиевого сплава

    Обеспечивают высокую скорость хода судна

    Ускорение более высокое, чем у других типов винтов

    Э ффективность на малых скоростях хода низкая

    Четырехлопастной гребной винт

    Стоимость изготовления выше, чем у трехлопастных винтов

    И зготавливаются из сплавов нержавеющей стали

    И меют более высокую прочность и выносливость

    Хорошо работают и при малых скоростях хода

    Обеспечивают большую экономию топлива, чем винты других типов

    Пятилопастной гребной винт

    Стоимость изготовления самая высокая из всех типов гребных винтов

    Уровень вибраций самый минимальный из всех типов гребных винтов

    Шестилопастной гребной винт

    Стоимость изготовления высокая

    У шестилопастных винтов область индуцированного давления над винтом меньше

    У крупных контейнеровозов, как правило, пяти- и шестилопастные гребные винты

    B) Классификация по шагу винта:

    Шаг гребного винта можно определить как перемещение, вызванное каждым круговым поворотом винта на 360 градусов.

    Винт фиксированного шага (ВФШ)

    Лопасти ВФШ стационарно закреплены на ступице. Гребные винты фиксированного шага литые, и позиция лопастей, а значит и шаг винта постоянны и не могут быть изменены в процессе эксплуатации винта. Такие винты обычно изготавливают из медных сплавов.

    ВФШ прочны и надежны, поскольку не содержат механических деталей и гидравлики, в отличие от винтов регулируемого шага (ВРШ). Стоимость изготовления, монтажа и эксплуатации значительно ниже, чем у ВРШ. Однако маневренность судна с ВФШ ниже, чем у судна с ВРШ. Винты данного типа устанавливают на судах, не требующих высокой маневренности.


    Винт регулируемого шага (ВРШ)

    У ВРШ возможно менять шаг гребного винта за счет поворота лопасти вокруг вертикальной оси с использованием механических компонентов и гидравлики. Это позволяет избавиться от оборудования, необходимого для реверса. Повышается маневренность судна и эффективность работы двигателя.

    Недостатком является возможность протечек гидравлики и загрязнения водной среды маслом. Кроме того, такой гребной винт сложен в изготовлении и монтаже на судне, а также требует особого внимания при эксплуатации судна.

    Эффективность ВРШ несколько ниже, чем у ВФШ тех же размеров из-за большей ступицы, в которой нужно размещать механизм поворота лопастей и гидравлику. А гребные винты, как правило, более эффективны с увеличением их диаметра.

    Для повышения эффективности работы гребные винты снабжают специальными насадками. Такие винты включают помимо самого винта кольцевую насадку, внутри которой размещается гребной винт. Винты с насадками успешно используются при необходимости создания дополнительного упора на малых скоростях хода. Обычно винты этого типа используются на буксирах-якорезаводчиках, на рыболовных траулерах, где за счет насадок обеспечивается от 40 до 50% упора винта при малых и близких к нулю скоростях хода. Иногда насадки делают поворотными. Но все это устройства, повышающие эффективность работы традиционных гребных винтов.

    Усовершенствования в конструкциях винто-рулевого комплекса

    Эффективность работы винто-рулевого комплекса может повышаться за счет добавления деталей как перед винтом, так и позади гребного винта. Добавление таких деталей в виде плавников или ребер является одним из способов снижения потерь мощности и экономии топлива. Большинство подобных устройств проходят предварительные испытания на моделях с тщательным замером всех характеристик и параметров перед установкой их на гребные винты коммерческих судов. Потери мощности винта, как правило, связаны с образованием спутных вихрей, устранить которые, и пытаются с помощью добавления таких деталей. Целью подобных инноваций является создание наиболее благоприятных условий для работы гребного винта. Насадки, плавники, сопла, бульбы и другие устройства используются для снижения требуемой мощности и повышения скорости судна.


    Кольцевые насадки являются наиболее старым видом устройств, повышающих эффективность работы гребного винта. Такие насадки были изобретены немецким инженером Людвигом Кортом в 1930-е гг. и называются насадками Корта или кольцевыми насадками. В наши дни подобные насадки также продолжают использоваться на судах, где при малых скоростях хода требуется повышенный упор гребного винта.

    Насадка Мьюиса (Mewis Duct) и полупреднасадка проф. Шнееклюта (Wake Equalizing Duct - WED)

    Насадка Мьюиса и полупреднасадка проф. Шнееклюта являются двумя примерами устройств, устанавливаемых перед гребным винтом, использование которых основано на опыте, полученном при исследованиях и эксплуатации насадок Корта. Эти устройства используются на крупных коммерческих судах. Со времени ввода на рынок в 2010 г. насадка Мьюиса привлекла внимание как судовладельцев, так и судостроителей. Насадкой на настоящий момент оснащены 62 судна, и еще для 250 судов заказана установка данного устройства. Устройство используется на танкерах, балкерах и фидерных контейнеровозах.

    Полупреднасадка проф. Шнееклюта была изобретена в 1980-х гг. С тех пор устройство применялось на 1500 судах океанского плавания. Это устройство идеально подходит для судов с полными обводами, таких как танкеры и контейнеровозы, эксплуатируемые при средней скорости хода 19 узлов. Проф. Шнееклют анонсировал экономию топлива в размере 12%, но на практике результаты были более скромными, хотя и значительными. Годовая экономия топлива в размере всего 3,5% на деле для контейнеровоза грузовместимостью 2500 ДФЭ означает ежегодную экономию 550 т топлива, а это представляет весьма существенную экономию для транспортной компании.

    Инновации в конструкции винто-рулевого комплекса

    Статор с лопатками на ступице гребного винта


    Для повышения эффективности насадки могут монтироваться впереди гребного винта. Корпорация DSME разработала статор с лопатками на ступице гребного винта, который является альтернативой установке кольцевых насадок и тоннелей.

    Разработка устройства, представляющего из себя ряд лопаток статор,а закрепленных в кормовой части корпуса перед гребным винтом, велась в течение десяти лет, и его установка создает дополнительное сопротивление движению судна. Однако создаваемый лопастями несимметричный поток создает более благоприятные условия для вращения винта и, таким образом, повышает его эффективность.

    Так же, как и в случае насадок, данное устройство наиболее эффективно при установке на крупных судах, таких как танкеры и контейнеровозы. Установка первого устройства на крупнотоннажный танкер 3 класса дедвейтом 320000 т, принадлежавший компании Kristen Tankers, позднее переименованной в Maran, показала снижение потребления топлива на 4% и небольшое увеличение скорости. Крупная европейская судоходная компания заказала установку этих систем на 10 принадлежащих ей судов класса "Post-panamax" и сообщила об уменьшении потребления топлива и сокращении выбросов в результате этого.

    Настолько же эффективны и доступны в установке и эксплуатации, устройства размещаемые за гребным винтом. Два из этих устройств - крыльчатая наделка с прямыми лопастями на ступице гребного винта (Propeller Boss Cap Fin - PBCF) и крыльчатая наделка с изогнутыми лопастями на ступице гребного винта (Propeller Cap Turbine - PCT) могут заменять обычный обтекатель гребного винта. Оба устройства используют вихревые потоки, образующиеся при вращении винта, для повышения его эффективности.

    Рис.7. Внешний вид крыльчатой наделки с прямыми лопастями на ступице гребного винта (Boss Cap Fins).

    Крыльчатая наделка с прямыми лопастями на ступице гребного винта представляет собой закрепленные на обтекателе винта прямые лопасти, а в крыльчатой наделке с изогнутыми лопастями на обтекателе устанавливаются искривленные лопасти.

    Впервые устройство PBCF было изготовлено в конце 80-х гг. и с тех пор было установлено более 2000 устройств, которые, по заявлениям экспертов, обеспечивают экономию в 3-5%. Однако на малых скоростях эффективность данных устройств снижается.

    Так же как и системы, размещаемые перед гребным винтом, PBCF и PCT являются относительно недорогими и несложными системами, которые могут монтироваться в дополнение к уже установленной пропульсивной системе. А, по утверждениям экспертов, окупаемость инвестиций в PBCF составляет один год, при том, что установка устройства на винт может быть произведена в течение двух дней без захода судна в сухой док.

    Таким образом, за счет установки этих простых легко монтируемых устройств может достигаться экономия топлива. А поскольку стоимость топлива растет, то эти системы обеспечивают быструю окупаемость, заняв за счет этого свою долю рынка.

    Системы, размещаемые в дополнение к гребным винтам, старых и новых типов позволяют уменьшить расходы судовладельцев и судовых операторов без необходимости сдавать на слом старые суда и инвестировать в новые экологичные проекты.

    Винт — крепежное изделие для создания разъемного резьбового соединения. Конструктивно метиз состоит из двух основных частей — стержня и головки.

    Стержень имеет нарезанную резьбу и предназначен для ввинчивания в отверстие с внутренней резьбой, расположенное в теле крепежной детали. Назначение головки — передача крутящего момента при его завинчивании. Метизные заводы выпускают крепежные винты с головками самых разных видов.

    Основное конструктивное различие винтов — форма головки. В этой статье мы рассмотрим различные виды таких крепежей и их применение исходя из строения головки.

    Винты с потайной головкой

    Метизы такого типа имеют головку в форме перевернутого срезанного конуса с переходом в размер стержня. Такой крепеж находит очень широкое применение в машино-, приборостроении, изготовлении бытовой техники и инструмента, автомобилестроении. Главное преимущество винтов с потайной головкой это высокая эстетичность скрепления, отсутствие выступающих частей над базовой поверхностью скрепляемой детали. Наиболее распространенная форма шлица — крестообразная.

    В последнее время появились изделия с потайной головкой и шестигранным углублением под ключ. Такая конструкция головки позволяет приложить к винту намного большее затягивающее усилие. Перед установкой такого крепежа требуется предварительная подготовка посадочного места — зенкование. Винты потайные изготавливаются в соответствии со следующими отечественными и зарубежными нормативами: ГОСТ 1745, ГОСТ Р ИСО 10642, DIN 965, 7991. C некоторыми оговорками, к потайным винтам можно отнести и так популярный в производстве мебели винт-конфирмат.

    Винты с полукруглой головкой

    Полукруглая головка также придает эстетичный вид месту скрепления. Хотя она и выступает над поверхностью детали, но ее полукруглая форма при этом практически не портит внешний вид. Плоская форма нижней стороны головки не требует какой-то работы по подготовке отверстия. Шлицы для головок таких винтов часто выполняются не только в форме креста, но и в виде прямой прорези. Они так и называются “прямой шлиц”. Стандартом DIN также предусмотрено производство таких винтов с запрессованной шайбой. Такие крепежные изделия находят широкое применение в строительстве, машиностроении, тяжелом машиностроении и других отраслях промышленности.

    Винты с цилиндрической головкой

    Такая конструкция головки позволяет сделать в ней шестигранное углубление под ключ. Метизы такого вида получили наибольшее распространение. Высокой эстетичностью и противотравматичностью они не отличаются. Зато с помощью шестигранного ключа к ним можно приложить в 10 раз большее усилие завинчивания, чем к винтам с прямым и крестообразным шлицем.